Философия Нового времени. Проблема метода: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт)

В данную эпоху в философии появилось два основных направления: эмпиризм и рационализм. Понятие «эмпиризм» произошло от греческого слова «эмпирия» – это опыт, опирающийся на эксперимент. Эмпиризм – это познавательная позиция, в которой ощущения являются единственным источником знания.

Основателем эмпиризма является английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Основным методом своей логики Бэкон считает индукцию. В нём он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании. Новая логика является для Бэкона средством, не только обеспечивающим истинность познания, но и способствующим построению теоретических основ науки.Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти предрассудки идолами. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления этих представлений. Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Идолы рода – это неправильные представления, укорененные в человеческой природе. Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они исходят из естественного несовершенства человеческого разума. Идолы пещеры – это идолы человека как индивида. Они также являются врождёнными. Они формируют неправильные представления, коренящиеся в субъективности каждого человека, уникальном характере, воспитании и окружении. Идолы площади или рынка являются искажениями, проистекающими из-за использования языка. Люди используют слова и думают, что они являются ясными понятиями, указывающими на нечто реальное. В характеристике этого типа идолов Бэкон приходит к определенной степени понимания отношений между словом и реальностью. Идолы театра являются ложными представлениями, формируемыми философскими теориями и верой в учения авторитетов.

Собственный метод Бэкона опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством познания формы. Познание форм образует предмет философии, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики. Правильное описание природы и экспериментов Бэкон предложил осуществлять с помощью таблиц. Первая из них — таблица сущности и присутствия. Вторая таблица противоположна первой. Это таблица отклонений и отсутствия наличия. Третья из основных таблиц — таблица степеней или сравнений. Заслуга Бэкона состоит в том, что он представляет первую попытку в философии Нового времени реализовать общий методический подход к получению научных знаний, которые имели практическое применение. Он доказал значение чувственного познания и эксперимента, которые игнорировались в средневековой философии.

Следующий представитель эмпиризма – английский философ Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Рациональное познание в понимании Гоббса опирается на чувственный опыт. Ощущения он полагает основным источником познания. Смысл познания состоит в рациональном выяснении причин. Признание рационального метода является результатом успехов механистического естествознания. Гоббс подчеркивал, что философия должна опираться на разум как на твердую основу. Научной истины не могут достичь ни теология, ни те науки, которые основаны лишь на констатации фактов. Научная философия постигает действительную истину. Гоббс преодолевает теорию двойственности истины, в которой познание, опирающееся на веру, не может дать действительную истину. Истину он считает свойством суждений о вещах, а не тем, что принадлежит самим объектам, может быть познано чувствами или опирается на врожденную интуицию.

Третий представитель эмпиризма – Джон Локк (1632-1704 гг.). Предпосылкой исследования всех его разнообразных проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире. Человеческое сознание изначально лишено каких-либо врожденных идей. Сознание – это чистый лист (tabula rasa). Только опыт посредством чувственного познания заполняет этот чистый лист. Локк понимает опыт как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Ощущение является основой всякого познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: