Примечания. 1. Хайдеггер М. О «сикстинской Мадонне» // Хайдеггер м

1. Хайдеггер М. О «Сикстинской Мадонне» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 262–264.

2. Там же. С. 262.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же. С. 262–263.

8. Там же. С. 263.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. На сакраментальное значение «места» мыслитель обратит внимание в другой своей работе, посвящённой рассмотрению скульптурного образа; см.: Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 312–314.

13. Там же. С. 264.

14. Там же.

15. Булгаков С.Н. Зовы и встречи // Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч.: В 2 т. М.; СПб., 1999. Т. 1: Свет невечерний. С. 30–32.

16. Булгаков С.Н. Две встречи (1898 – 1924) // Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч.: В 2 т. СПб.; М., 1999. Т. 2: Философия имени. Икона и иконопочитание. Приложения. С. 380–386.

17. Там же. С. 380.

18. Там же.

19. Там же. С. 381.

20. Там же.

21. Там же. С. 382.

22. Там же.

23. Там же. С. 382–383.

24. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М., 1998. С. 408, 439.

25. Уоллейс Р. Мир Леонардо. М., 1997. С. 140.

26. Булгаков С.Н. Указ. соч. С. 383.

27. Там же. С. 383.

28. Там же. С. 383. Отметим мимоходом, что здесь, как и в ряде других мест у Булгакова, слова героя Достоевского о борьбе «дьявола с Богом» приводятся в обратной последовательности: думается, что это не просто ошибка, которая могла бы свидетельствовать об отсутствии пневматологической глубины, манихействе и проч., но некий антропологический поворот темы и икономический символ, связанный с пониманием, что в «сердцах людей» Бог окончательно победит дьявола, а потому через одухотворяющее восстановление своего образа в человеке с нечистой силой «Бог борется».

29. Там же. С. 384.

30. Там же.

31. Там же.

32. Буслаев Ф.И. «Жизнь Иисуса Христа» Ренана и современное церковное искусство на Западе // Буслаев Ф.И. Исцеление языка: Опыт национального самосознания: Работы разных лет. СПб., 2005. С. 331.

33. Там же. С. 332.

34. Там же. С. 335.

35. См.: Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127–163.

36. См.: Роуз, Иеромонах Серафим. Человек против Бога. М., 1995.

37. Булгаков С.Н. Указ. соч. С. 385.

38. Там же.

39. Там же. С. 386.

40. См.: Океанский В.П., Океанская Ж.Л. Проблематика богословия культуры // В движении к открытому научному пространству: интеграция наук: Сборник научных трудов. Шуя, 2006. С. 161–180. См. также: Океанский В.П. Проблематика богословия культуры // Страницы: богословие, культура, образование. Т. 12. Вып. 1. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 88 – 108.

41. См., например: Хайдеггер М. Ницше и пустота. М., 2006.

42. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. С. 11. Специфическое развитие этой темы см. в нашей работе: Океанская Ж.Л., Океанский В.П. Философия трагедии Н.А. Бердяева в контексте «Трагедии философии» о. Сергия Булгакова // Н.А. Бердяев и единство европейского духа / Под ред. Владимира Поруса. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 26 – 37.

Литература:

Шопенгауэр А. Сикстинская Мадонна // Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. М.: «Эксмо», 2007.

Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М.: «Мысль», 1993.

Хайдеггер М. О «Сикстинской Мадонне» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Булгаков С. Н. Две встречи (1898 – 1924) // Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Соч.: В 2 т. СПб.; М., 1999. Т. 2: Философия имени. Икона и иконопочитание. Приложения.

Булгаков С. Н. Зовы и встречи // Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Соч.: В 2 т. М.; СПб., 1999. Т. 1: Свет Невечерний.

Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. Т. 2: У водоразделов мысли. М.: «Правда», 1990.

Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А., священник. Автореферат; Троице-Сергиева Лавра и Россия; Иконостас; Имена. Метафизика имён в историческом освещении. Имя и личность; Предполагаемое государственное устройство в будущем. М.: «Мир книги», «Литература», 2007.

Занятие 3. Религиозно-философское моделирование сакральной космологии: поэтико-метафизический маринизм В. А. Жуковского; русское шеллингианство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: