Причины конфликтов на территории СНГ

Распад мировой системы социализма сопровождался стремительным и во многом неуправляемым переходом от биполярного к полицентристскому устройству мира. Множество "новых" государств, появившихся на обломках социалистической "империи", со свойственной молодым социальным организмам импульсивной политической энергией выдвинули свои максималистские экономические, национальные, территориальные, религиозные претензии к соседям. Международное сообщество оказалось ввергнуто в стихию кризисов, с трудом поддающихся пpогнозиpованию, практически неконтролируемых. Стала очевидной явная неподготовленность мирового сообщества к их урегулированию.

Исторически самой общей причиной конфликтов является соперничество держав за право лидерства в том или ином регионе, взаимные территориальные претензии, стремление той или иной страны навязать военный или экономический контроль населению другой. Эти требования, как правило, задевают коренные ценности или интересы других государств.

Другим источником межгосударственных военно-политических кризисов становятся чаще всего внутриполитические беспорядки и споры, провоцирующие вмешательство извне. И наконец, часть кризисов обусловлена несовместимостью исторических, экономических, религиозных и этнических ценностей. Эти конфликты не имеют единого определенного источника и поэтому практически неразрешимы в коpоткие сpоки, несмотря на усилия международных организаций. Разрешение подобных конфликтов тpебует относительно длительного процесса.

Постепенная атрофия и в конце концов дискредитация после августовских событий 1991 г. центральной власти высвободили националистическую энергию огромной силы на всей теppитоpии СССР. Бывшие союзные республики устpемились к созданию собственной государственности. Это реанимировало полузабытые исторические счета и взаимные претензии, требования восстановить историческую справедливость, ожесточенную борьбу за власть различных политических группировок. При этом границы соперничества далеко не всегда пролегали между коммунистической и новой "демократической" элитой. Разделение скорее происходило по другому принципу: между сторонниками той или иной сильной политической фигуры, выражавшей интересы конкретного "политизированного" социального слоя. К рычагам управления пришли люди, посвятившие себя борьбе с центральной властью, но не успевшие осмыслить собственную программу реформирования, сформулировать новые национально-государственные интересы.

В подобных условиях они обращались к единственному сильнодействующему и объединяющему началу - националистическим идеям различной степени радикальности. "Молодой" национализм в силу собственной логики развития требовал размежевания с соседями, особое внимание обращал на национальное достоинство, что при наличии застарелых, до времени приглушенных противоречий с неизбежностью вело к трениям и спорам. История словно вернулась на 200 лет назад - к периоду создания молодых национальных государств на европейском континенте.

К основным причинам межгосударственных конфликтов, протекающих ныне на геополитическом пространстве бывшего Союза, можно отнести прежде всего проблему границ, за которой стоит стремление молодых республик присоединить территории, принадлежащие им якобы по "историческому" праву, но утраченные в ходе перекройки административной карты бывшего Союза. Не менее остро прозвучали требования национальных меньшинств, проживающих на территории различных республик, предоставить не только национально-культурную, но и национально-территориальную автономию, а в отдельных случаях и право выступить субъектом Федерации в рамках этих республик.

Мощные обороты набрал также процесс ревизии других последствий национально-государственной политики бывшего СССР. Речь идет о созданных на Кавказе искусственных бинациональных образованиях, таких как Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия. С другой стороны, возник вопрос о преодолении парадоксального положения, когда единые народы оказались разделенными по автономиям различных союзных республик. Осетины, к примеру, очутились одновременно и в Грузии, и в России, армяне - в Азербайджане и т.д.

Условно "проблема границ" включает также и мощный порыв когда-то депортированных народов к обретению собственной автономии (крымские татары, ингуши и др.). Его драматические проявления - "ферганская трагедия", погром турок-месхетинцев в Узбекистане, события в киргизском городе Оше, где жертвами местного населения стали узбеки, и др.

Ко второй группе причин можно отнести проблему раздела бывшего союзного наследства: долгов и обязательств, вооружения и армейского имущества и т.д. Сложившуюся ситуацию делает уникальной судьба ядерного оружия, оставшегося на территории ряда республик (Украина, Белоруссия, Казахстан). В этих республиках сужены возможности безопасной функциональности ядерных систем, нет условий для качественного проведения регламентных работ. Однако определенные политические силы в этих государствах настаивают на сохранении ядерного статуса. В pезультате система балансов в мире может претерпеть огромные изменения.

Наконец, в некоторых постсоветских республиках сохраняется потенциальная угpоза гражданской войны. Предпосылками являются острая политическая борьба в республиках, социальное недовольство широких слоев населения вследствие резкого падения уровня жизни, политизация религиозного фактора и др. В Таджикистане эта опасность стала реальностью, приобретя при этом характер не только политического, но и этноконфессионального спора за "возрождение" ислама как объединяющего начала всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: