Грузия — США — НАТО

Во внешнеполитических приоритетах США территория постсоветского пространства является одной из важнейших, особенно в отношении государств Каспийского региона как обладателей энергоресурсов. «Запасы углеводородного сырья в районе Каспия сопоставимы с залежами в Северном море». И хотя Грузия не располагает значительными запасами нефти и газа, она занимает стратегическое положение в Закавказье. Грузия для США — это «ворота из Причерноморья в Каспийский регион и далее в Среднюю Азию и на Дальний Восток».

США в 1992 году одни из первых признали независимость Грузии, но потом не проявляли никакого внимания к этой стране, полагаясь на роль России в данном регионе, рассматривая ее «гарантом стабильности на огромном пространстве». Но постепенно из-за снижения влияния России на территории стран СНГ, интерес Америки к данному региону возрос. В марте 1994 года помощник госсекретаря Питер Тарноф сделал заявление на приеме в Госдепартаменте: «США до сих пор не уделяли должного внимания странам, граничащим с Россией. Эта ситуация должна измениться, так как страны, опасающиеся российской экспансии, имеют свои законные интересы, которые США и Запад не могут игнорировать».

1997 год можно считать началом современного этапа американской политики в Закавказье, и в частности в Грузии. Был представлен законопроект, получивший название «Стратегия Шелкового пути», который был одобрен сенатом в июле 1999 года. Суть законопроекта заключалась в следующем: «Во-первых, это стремление создать в странах Каспийского региона восприимчивую среду для влияния США. <…> Во-вторых, создание отвечающей интересам Соединенных Штатов транспортной инфраструктуры в этом регионе и, наконец, поддержка американских частных инвестиций в этих странах».

США и НАТО рассматриваются руководством Грузии как основной противовес российскому политическому и экономическому влиянию в кавказском регионе — и как источник средств к существованию.

Грузия ведёт переговоры с НАТО о возможном вступлении в эту организацию. В качестве своеобразного «вступительного взноса» Грузия направила своих военнослужащих в Ирак для участия в совместных действиях многонациональной коалиции, возглавляемой США. Кроме того, Грузия предпринимает все возможные усилия для вытеснения из страны последних российских военных баз. Окончательная договорённость о сроках их вывода была достигнута в 2005 году.

Ещё одно проявление грузино-американского сотрудничества — строительство через территорию Грузии нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан для обеспечения энергопоставок в интересах США. При этом власти Грузии предпочли упустить из виду возможный экологический ущерб для своего национального достояния — источников минеральных вод в Боржомском заповеднике. Это первый нефтепровод на территории СНГ, не включающий Россию. Цель у США была одна — изменить существующую ситуацию, когда главную роль в обеспечении транспортных потоков из района Каспия играет Россия. Хотя для Грузии трубопровод Баку — Супса был экономически более выгоден, трубопровод на Джейхан «предпочтительнее для Грузии с политической точки зрения».

Еще до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать помощь в создании дееспособной пограничной охраны, была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск.

Грузия получает больше американской помощи на душу населения, чем любая другая страна мира, кроме Израиля. Американская доля в грузинском ввозе товаров из-за рубежа равна примерно 14 % (на 2000 год), США поставляют в Грузию машины и оборудование, мясо, зерно, корма, напитки, фармацевтические и другие товары.

США — главный вкладчик предпринимательского капитала в грузинскую экономику.

Кроме этого США способствовали получению Грузией кредитов международных финансовых организаций: от Всемирного банка и МВФ.

Действуют программы по улучшению грузинских ВС. Деятельность по распределению и использованию американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США (USAID). При помощи USAID проходит обучение государственных чиновников, выработка годового бюджета, налогового законодательства, USAID финансирует ряд информационных программ.

Особо важное место в программах помощи США Грузии занимает грузинская энергетика. Грузия импортирует топливно-энергетические продукты и сравнительно богата только гидроресурсами, испытывая постоянный дефицит электроэнергии.

Отдельный пункт сотрудничества составляет сближение Грузии с Североатлантическим альянсом. Для этого также проводятся специальные программы, финансируемые Соединенными Штатами: Программа индивидуального партнерства (IPAP — Individual Partnership Action Plan), переходящая в дальнейшем в Программу по вступлению в НАТО (MAP — Membership Action Plan); Обзор стратегической обороны (SDR — Strategic Defence Review), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники.

Президентом США был подписан закон о поддержке Дальнейшего расширения Североатлантического альянса и помощи в принятии новых членов НАТО, в том числе Грузии. Однако не все европейские государства поддерживают вступление Грузии в НАТО. Германия в данный момент выступает против ее вступления. Министр обороны Франции заявил, что «Париж выступает против членства Грузии в Североатлантическом альянсе, если это приведет к конфронтации с Россией».

5 апреля 2008 года в Бухаресте прошел саммит, на котором главной темой для разговора было принятие Грузии и Украины в НАТО. Однако, к радости России, Грузия и Украина пока не смогут вступить в альянс. Какие именно страны проголосовали против Украины и Грузии Генеральный секретарь НАТО не называет, 10 голосов из 26 были против, но главное место среди них однозначно занимает Германия с канцлером Ангелой Меркель, которая выступила на саммите на стороне России, и Франция. Также против Грузии и Украины выступали еще до саммита Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Португалия и Люксембург.

Путин предложил подготовить стратегическую концепцию Россия-НАТО вместо того, чтобы готовить новую стратегическую концепцию расширения альянса. Данное решение о невключении Грузии и Украины в НАТО во многих средствах массовой информации преподносится как победа российской дипломатии на саммите и как провал США и Джорджа Буша, который, несмотря на все ожидания, не сумел в конце своего президентского срока добиться дальнейшего расширения альянса.

Президент Грузии М. Саакашвили также говорит о результативности прошедшего саммита, так как, по его словам, «страны НАТО впервые четко заявили, что Грузия будет принята в альянс».

Основную поддержку Украине и Грузии оказала «Вильнюсская десятка», организация, созданная министрами иностранных дел стран Восточной и Центральной Европы как некий «клуб» для стран, стремившихся в альянс, сейчас большинство этих стран являются членами НАТО. А также их поддержали США, Англия, Дания, Исландия и Канада. Эти страны в противовес Германии, Франции и другим государствам проголосовали за вступление Грузии и Украины в НАТО.

На отказ присуждения Грузии MAP повлияли следующие факторы: нестабильная ситуация на территории, в том числе неурегулированные конфликты; часто меняющаяся, «как меню в ресторане», Конституция Грузии; акции насилия по отношению к оппозиции; невыполнение обязательств перед альянсом по части создания демократических институтов и, конечно же, российский фактор. Некоторые эксперты говорят, что отказ принятия Грузии в план MAP — это отзвуки событий 7 ноября, когда в Тбилиси произошел разгон мирного митинга с использованием спецназа.

20 августа 2008 года глава Федеральной службы иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт по поводу дальнейшего сотрудничества НАТО и Грузии заявил, что принимать в члены НАТО «страну, которая иногда проявляет себя путём не очень контролируемых действий, это само по себе рискованно».

https://news.mail.ru/politics/21941029/?frommail=1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: