Новосибирск, 2015

Портфолио

Желнина Екатерина Васильевна

Проверил:

Малиновская Марина Павловна

Кандидат педагогических наук

НОВОСИБИРСК, 2015

Содержание:

1)Глоссарий;………………………………………………………………..3-17стр

2) Таблица «Сравнительная характеристика основных педагогических категорий в теориях Я.А. Коменского, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци»;……………………………………………………………...17-23стр

3)Письмо к педагогу прошлого;…………………………………………23-30стр

4) Педагогическая проблема или явление в исторической ретроспективе через высказывание педагогов прошлого;…………………………………….30-33стр

5) Анализ историко-педагогической действительности и ее отражения и интерпретации в искусстве; ………………………………………………33стр

6) Анализ статьи Толстого в форме двухчастного дневника;…………33-35стр

7)Рецензия………………………………………………………………...35-36стр

8)Список используемой литературы……………………………………36-37стр

1)Глоссарий:

Академия – философская школа, открытая Платоном в 387 г. До н.э., где изучались диалектика, этика, математика.

Активные методы обучения - широко распространившееся условное название группы методов обучения, поскольку название не отражает их специфики, так как одно из требований к любому методу – требование активности;

Беседа - вопросно-ответный метод обучения, применяется с целью активизации деятельности, обучающихся в процессе приобретения новых знаний и умений, а также с целью повторения и закрепления, полученных ранее;

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни;

Детоцентризм - педоцентризм, воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе.

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности;

Дидактика - составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения;

Дидактический процесс – педагогический процесс, рассматриваемый исключительно в аспекте обучения, т. е. формирования знаний, умений (компетенций), навыков и привычек;

Заняти е - форма организации образовательного процесса, осуществляемая под руководством педагога в точно установленное время, как правило, с постоянным составом обучающихся, в ходе которой решаются образовательные задачи, вытекающие из целей;

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе;

Интерес - побудительная форма направленности личности – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете, явлении;

История педагогики - отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества;

Идея гармоничного развития личности- философско-педагогическая

идея, согласно которой необходимо осуществлять процесс согласованного

обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер

духовного мира человека, предполагающий достижение согласованности

и единства разума, воли и чувств.

Идея классового подхода в воспитании - одна из ведущих идей теории марксизма, предполагающая учет в воспитании классовых интересов пролетариата, указаний коммунистической партии по приобщению трудящихся к знаниям и пролетарской культуре, в т.ч. путем включения в классовую борьбу, формирования «классового мировоззрения» в процессе обучения, через различные формы воспитательной работы.

Идея культуросообразности - положение, сформулированное Ф.А.В. Ди-стервегом, согласно которому в воспитании личности необходимо учитывать «всю современную культуру».

Идея наглядности - по Я.А. Коменскому, «золотое правило», нашедшее отражение в современном дидактическом принципе наглядности; концептуальное положение, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.

Идея обучения на родном языке - одна из педагогических идей, высказываемая педагогами-гуманистами различных эпох (Возрождения, Нового времени), противопоставленная обучению на «чужом» для детей языке (преимущественно латинском - для средневековой Европы). Была положена в основу создания школ родного языка, национальных школ.

Идея общечеловеческого воспитания - одно и ведущих положений педагогической теории Ф.А.В. Дистервега, основу которого составляет мысль о решении педагогических проблем с позиций общечеловеческих ценностей, недопустимости сословного, шовинистического и националистического подходов к воспитанию личности.

Идея природосообразности - концептуальное положение в истории педагогической мысли о взаимосвязи воспитания с закономерностями развития природы и человека, высказываемое Аристотелем, Демокритом, В. Ратке, Я.А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервегом, Л.Н. Толстым и другими педагогами. И.п. была положена в основу обоснования сущности естественного воспитания. На основе ее разрабатывались различные подходы к возрастной периодизации детей и соответственно определялись особенности воспитательного процесса.

Идея соединения обучения с производительным трудом - одна из прогрессивных педагогических идей, сформулированная в эпоху промышленного капитализма и предполагавшая наряду с обучением вовлечение детей в посильный труд по производству материальных благ. Одним из первых данную идею высказал и попытался реализовать на практике И.Г. Песталоцци, в дальнейшем - Р. Оуэн, К. Маркс, В.И. Ленин, А.С. Макаренко и др.

Идея элементарного (элементного) образования - одна из ведущих идей И. Г. Песталоцци, согласно которой обучение детей должно содействовать постепенному переходу их от беспорядочных впечатлений к ясным представлениям и четким понятиям, что достигается выделением простейших элементов, отражающих общие для всех предметов свойства, организацией целенаправленного наблюдения, опорой на личный опыт ребенка.

Иезуитские коллегии - католические средние (иногда высшие) учебные заведения в Европе в XVI-XVIII вв. с 7-летним сроком обучения, открытые Орденом иезуитов и приближавшиеся к гуманитарным гимназиям.

Иезуитские семинарии - католические высшие учебные заведения с 6-летним сроком обучения, приближавшиеся к тогдашним университетам.

Иезуитские школы - учебные заведения, главным образом средние (коллегии) с 7-летним сроком обучения и высшие (семинарии) с 6-летним сроком обучения, сложившиеся в системе иезуитского образования и воспитания, основанные Орденом иезуитов и распространившиеся по европейским странам с XVI в. в контексте борьбы с протестантским движением.

Иезуитское воспитание - система воспитания, разработанная педагогами католического Ордена иезуитов, основанного в 1534 г. И. Лойолой.

Иероглифическое письмо(от греч. священный и вырезанный) - тип письма при помощи специальных знаков (иероглифов), применяемый в странах Древнего Востока (Египет, Китай и др.).

Изборники - древнерусские книги, своего рода учебные хрестоматии, содержавшие переведенные с греческого языка выдержки из работ и изречения античных и византийских мыслителей и представлявшие собой своеобразный пропедевтический курс «семи свободных искусств» и христианской морали и мудрости. Особую популярность имели «Изборники Святослава» 1073 и 1076 гг.

«Измарагды» - древнерусские литературные сборники религиозно-нравственного содержания. Включали различные поучения, наставления о спасении души, книжном чтении, любви, лихоимстве, о воспитании детей, о правде и кривде и др. Наряду со «Златоустом» и «Златоструем» использовались в Киевской Руси при обучении и воспитании.

Инициация(лат. посвящение) - процедура, применяемая в условиях первобытного общества для посвящения девушек и юношей в категорию взрослых и сопровождающаяся религиозным обрядом, песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Инновация педагогическая - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Исихазм - религиозно-философское, этико-аскетическое учение в Византии о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания.

Исламское воспитание - воспитание, осуществляемое в эпоху Средневековья на основе сочетания шариата и адата - свода правовых и богословских нормативов, регулирующих жизнь мусульман и предусматривающих раздельное воспитание мальчиков и девочек.

Историко-педагогические источники - памятники прошлого (письменные, вещественные), свидетельствующие об истории развития педагогической мысли и практики образования и воспитания.

История педагогики - область науки, изучающая историю становления и развития образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогической науки.

«Йена-план» - система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью учащихся. Разработана в 1920-х гг. профессором Йенского университета П. Петерсеном в духе идей нового воспитания, немецкой «реформаторской педагогики».

Кадетский корпус (фр. кадет - младший) - среднее общеобразовательное закрытое военно-учебное заведение. Первоначально возникло в Пруссии в 1653 г. как школа для подготовки дворянских детей к военной службе. В России первый К. к. был открыт в 1732 г. по инициативе фельдмаршала гр. Б. К. Миниха под названием «Корпус кадет», затем Сухопутный шляхетский корпус (с 1743 г.) и Первый петербургский К. к. (с 1800 г). В XVIII в. готовил не только офицеров, но и гражданских лиц: чиновников, дипломатов, судей. В первой половине XIX в. К. к. превратился в профессиональное заведение, где воспитанники получали общее среднее и специальное военное образование. В 1863 г. на базе старших (специализированных) классов стали создаваться военные училища; общеобразовательные классы превратились в военные гимназии. К. к. прекратили существование в 1918 г. В настоящее время К. к. возрождаются.

Калькулятор - учитель арифметики в древнегреческих элементарных школах.

Картезианская педагогика - педагогика, в основу которой были положены философские идеи Р. Декарта (лат. Картезиус), и согласно которой в обучении рекомендовалось использовать рациональный метод познания и усвоения знаний, осуществлять развитие способности наблюдать, самостоятельно мыслить.

Киево-Могилянская академия - один из просветительских и научных центров восточнославянских народов XVII-XVIII вв., первое высшее отечественное учебное заведение, созданное в 1632 г. путем слияния братской школы Киевского Богоявленского братства (существовавшей с 1589 г.) и духовной школы Киево-Печерской лавры (основанной в 1631 г. киевским митрополитом П. Могилой). С 1632 г, стала именоваться Киевобратской или Киево-Могилян-ской коллегией, ас 1701 г. - академией. В ней учились дети зажиточных горожан, казачества и духовенства. В XVII в. К.-М.а. имела 8 классов, делившихся на младшие (4 кл.), средние (2 кл.) и старшие (2 кл.) отделения. Продолжительность обучения составляла до 12 лет. В А. преподавались: славянский, греческий, латинский и польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие. На младших и средних отделениях учащиеся назывались учениками (спудеями), преподаватели - дидаскалами; на старших отделениях - студентами и профессорами, преподавание велось на латинском языке. В XVIII в. были введены новые предметы: немецкий, еврейский и французский языки, всеобщая и естественная история, архитектура, экономия, медицина и др. Из А. вышли преподаватели Славяно-греко-латинской академии, деятели духовного просвещения, ректоры и преподаватели духовных семинарий. В ней работали многие видные деятели восточнославянской культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Стефан Яворский; воспитанниками были Григорий Сковорода, Петр Завадовский и др. Академия потеряла свое значение после основания Московского, а затем Харьковского университетов. Действовала до 1817г.; преобразована в Киевскую духовную академию.

Киносарг - гимнасий в Афинах, расположенный на одноименном холме, возникший по инициативе философа Антисфена, ученика Сократа, основателя философской школы киников (лат. циники).

Кифарист - платный частный учитель в Афинах, обучавший музыке и пению, а также поэзии в школе кифариста.

Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, впервые наиболее полно обоснованная Я. А. Коменским и применяемая в настоящее время, при которой, учащиеся группируются в классы с постоянным составом в соответствии с возрастом и уровнем знаний; формой обучения является урок; содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами; занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным на основе учебного плана; уроки проводятся в специально оборудованных классных комнатах, учебных кабинетах.

Клинописное письмо - тип письма при помощи клинообразной формы знаков, получаемых путем нажима на мягкую глину клиновидной палочки, возникший в IV-III тысячелетиях до н. э. у различных народов Передней Азии.

«Клуб кожаных фартуков»- философско-просветительское общество, созданное в Филадельфии (1728) по инициативе Б. Франклина, организованное по образцу средневековой Флорентийской академии: его членом мог стать любой желающий - от подмастерья до государственного деятеля, где обсуждались важнейшие проблемы морали, политики, экономики и образования.

Коллегии юношества - своеобразные воспитательные центры, созданные императором Августом в Риме для молодежи из патрицианских родов с целью формирования будущей правящей элиты.

Коллегии - школы-интернаты в структуре средневековых университетах, создававшиеся преимущественно иезуитами (см. также Иезуитские коллегии).

Коллеж(фр. college) - тип средних общеобразовательных школ, возникших во Франции в Средние века: сначала при университетах, Затем автономно, но под влиянием иезуитов. С нач. XIX в. муниципальные или частные средние школы, дававшие право получения степени бакалавра. В результате реформ 1960-70-х гг. превращены в неполную среднюю школу.

Колония «Бодрая жизнь» - летняя трудовая колония для детей и подростков, организованная в 1911 г. С. Т. Шацким в Калужской губернии. Входила в число учреждений Московского общества «Детский труд и отдых» и содержалась на его средства. В 1919 г. «Б. ж.» была преобразована в постоянную школу-колонию, вошедшую в число учреждений Первой опытной станции по н. о. НКП РСФСР. В 1934 г. школе-колонии было присвоено имя С. Т. Шацкого.

Колония им. М. Горького - воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей, открытое 25 августа 1920 г. Полтавским Губнаробразом под Полтавой, а затем под Харьковом (Куряж). Заведующим колонией был А. С. Макаренко (1920-28). История колонии нашла отражение в книге Макаренко «Педагогическая поэма». В 1936 г. К. перешла в систему детских учреждений НКВД УССР.

Коммерческое училище - среднее учебное заведение в дореволюционной России, впервые учрежденное в Москве в 1773 г., представлявшее собой профессиональную школу по подготовке кадров для промышленности и торговли. По «Положению» 1896 г. превратилось в общеобразовательное учебное заведение с целью «давать учащимся общее и коммерческое образование». Обучались преимущественно дети крупной и средней буржуазии обоего пола в течение 7-8 лет. Выпускники могли поступать в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения. Коммуна им. Ф. Э. Дзержинского- детское воспитательное учреждение, созданное в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины 29 декабря 1927 г., руководителем которого был А.С. Макаренко (до 1935). Ядром коллектива явились бывшие воспитанники Колонии им. М.Горького (50 мальчиков и 10 девочек). Воспитательный процесс строился на идеях коллективизма, соединения обучения с производительным трудом (мастерские, завод электроинструмента, завод пленочных фотоаппаратов). Коммуне специально посвящены произведения А. С. Макаренко «Марш 30 года», «Ф. Д.-1», «Флаги на башнях», пьеса «Мажор» и др.

Комплексные программы - программы обучения, разработанные ГУСом в 1920-е гг. для единой трудовой школы в соответствии с принципами диалектической связи обучения с жизнью, трудом, концентризма («от ребенка к миру»), межпредметности. Предполагали группировку учебного материала по трем блокам: «Природа», «Труд», «Общество». Значительный вклад в разработку К. п. внесла Н. К. Крупская. Введение К. п. обусловило фактическую ликвидацию предметной системы обучения. К. п. были отменены в начале 30-х гг.

Концепция (теория) проблемного обучения - концепция, в основу которой были положены представления о мышлении как об активной познавательной деятельности (Дж. Брунер, Дж. Дьюи). Предполагалась такая организация учебного процесса, при которой в сознании учащихся под руководством учителя возникают «мыслительные затруднения». Их разрешение предусматривает активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (способами умственных действий) и развитие мыслительных способностей. В отечественной педагогике К. п. о. разрабатывали М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин.

Концепция (теория) программированного обучения - концепция, предложенная в начале 50-х гг. XX в. в США психологом Б. Ф. Скиннером, согласно которой эффективность управления учебным процессом повышалась путем внедрения специально разработанных программ, позволяющих «пошаговое», индивидуализированное по степени сложности и темпам усвоение материала, оперативную обратную связь. При этом программа управления призвана была обеспечить решение двух задач: вызвать у учащихся запрограммированную систему реакций и закрепить ее. На основе идей П. о. были разработаны линейные программы (Б. Ф. Скиннер), разветвленные программы (Н. Краудер). В отечественной педагогике К. п. о. получила признание с начала 60-х гг. и была переосмыслена с позиций кибернетического подхода (А.И. Берг, Л.Б. Ительсон, Л.Н. Ланда) и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Концепция «эволюционной педагогики»- система взглядов В.П. Вахтерова на развитие ребенка в процессе его воспитания и обучения в их органическом единстве, в связи с учетом достижений наук о человеке и изучением педагогической практики.

Концепция воспитания джентльмена - педагогическая концепция, предложенная английским мыслителем Дж. Локком и нашедшая отражение в его работе «Мысли о воспитании», в которой на основе эмпирико-сенсуалистического подхода представлен целостный процесс воспитания (физического, нравственного, умственного, трудового) нового человека - джентльмена.

Концепция коммунистического воспитания - система ведущих положений марксистско-ленинской теории построения коммунистического общества, согласно которой воспитание призвано формировать всесторонне развитых, сознательных людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, обладающих готовностью к преобразованию общества по пути достижения социализма и идеалов коммунизма.

Концепция материального образования(дидактический материализм) - концепция общего образования, ориентирующая школу на передачу учащимся возможно большей суммы знаний из различных областей науки. Основные критерии отбора материала - полезность, пригодность для жизни. Сторонники К. м. о.: Я.А. Коменский, И.Б. Базедов, представители реального образования, прагматистской педагогики. Работами К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева утверждалась формула единства материального образования с формальным.

Концепция пансофического образования - система взглядов Я. А. Коменского, в основе которой - идея обучения всех детей всеобщей мудрости, способствующей разностороннему развитию личности в рамках дидактического процесса как целостного явления, результаты которого достигаются путем реализации дидактических принципов, соответствующих методов и средств.

Концепция развивающего образования - концепция, разработанная И.Г. Песталоцци и предполагавшая обоснование такого построения учетного процесса, при котором осуществляется не только усвоение знаний, но и формируется познавательная активность ребенка, осуществляется целенаправленное развитие его способностей и качеств личности. К.р.о. получила дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов и психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.

Концепция формального образования - концепция общего образования, ориентирующая школу на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли, а не на получение большого объема знаний. В содержании образования предпочтение отдавалось классическим языкам, математике. Сторонники К.ф.о.: И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег. Однако всеобщее признание получила идея единства формального образования с материальным.

Куттаб - иранская средняя школа персидского направления, в которой преимущественно изучалась история Ирана.

Культура – вся совокупность достижений человечества в исторически определённом уровне развития общества и человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

Лаконичная речь - краткое и четкое устное выражение мысли, практиковавшееся в спартанской системе воспитания. Получило название по области Лакония, где располагалась Древняя Спарта.

Латинская школа («ученая школа») - 1) школа повышенного типа, впервые созданная в XVI в. в Германии по инициативе Ф. Меланхтона. Первоначально имела 3 класса. В Л. ш. обучали чтению на латинском языке, пению, закону божьему, латинской грамматике, знакомили с произведениями римских классиков. Позднее Л.ш. состояла из 6 (иногда 8-9) классов. В задачу латинской школы входила подготовка проповедников, атакже подготовка к поступлению в университет; 2) по Я.А. Коменскому, Л.ш. - средняя школа для юношей с 12 до 18 лет, в которой изучают 4 языка, приобретают энциклопедические знания соответственно следующим классам: грамматический, физический, математический, моральный, диалектичный, риторический.

Ликбезы - школы по ликвидации безграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет, созданные в соответствии с Декретом Советского правительства в 1919 г. Предполагали обучение родному языку, чтению, счету. Создавались трехмесячные «пункты ликбеза» при школах, в крестьянских избах, также школы грамоты с 10-месячным курсом обучения. На время обучения рабочий день для трудящихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы.

Ликей - один из древнегреческих афинских гимнасиев, основанный Аристотелем в 335 г. до н.э. и получивший название от храма Аполлона Ликейского. Просуществовал около 8 столетий. Философы школы назывались также «перипатетиками». Л. явился истоком зарубежных и отечественных лицеев.

Лицей - тип среднего или высшего общеобразовательного (или профессионального) учебного заведения, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной личности; дает повышенную подготовку по предметам, осуществляет раннюю профилйзацию, обеспечивает непрерывность среднего и высшего образования. Л. имеет более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-химический, юридический и т.д.).

Литератор - учитель грамоты в древнеримской начальной школе литератора.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;– совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности;

Методика - вообще (в широком смысле) – совокупность методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Методика в педагогическом смысле – научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач.

Магистр - вторая ученая степень, которую получал выпускник средневекового университета, сдавший экзамены по результатам полного курса обучения на младшем (артистическом - магистр свободных искусств) или старших (юридический, медицинский, богословский) факультетах (магистр, или доктор, права, медицины, богословия).

«Маленькие школы» - школы интернатного типа, созданные янсенистами во Франции (XVII в.), явившиеся альтернативой иезуитским. В М.ш. мальчиков и девочек (20-25 чел.) учили читать и писать на родном языке, считать и измерять, а также сообщали элементарные географические и естественнонаучные знания. Первая школа была открыта в Пор-Рояле (1643).

Малокомплектная школа - школа без параллельных классов с малым контингентом учащихся. В СССР до начала 70-х гг. термин «М.ш.». применялся в отношении к начальной школе, в которой учащиеся 1-3 кл. объединялись в 1 класс-комплект, если в них вместе было менее 15 учеников,с которыми работал 1 учитель. Наряду с мало комплектной начальной школой также сложились неполные средние, средние М.ш., которые открывались в сельской местности. Продолжают существовать в настоящее время.

Малые народные училища- двухгодичные начальные школы для детей из всех сословий, кроме крепостных, организованные в уездных городах в соответствии сУставом 1786 г. В обучение входили: чтение, письмо, катехизис, арифметика, грамматика, чистописание, рисование. Содержались на местные средства. В 1804 г. преобразованы в приходские и уездные училища.

Мангеймская школьная система - система дифференцированного обучения для народных школ в г. Мангейме, предложенная И. А. Зиккингером в начале XX в. и предполагавшая деление учащихся на классы: основные (8 лет) - для детей со средними способностями; классы развития (4 года) - для малоспособных; вспомогательные (4 года) - для умственно отсталых; переходные (6 лет) - для способных учащихся, желающих продолжить образование после народной школы в реальных школах и гимназиях. В основе дифференциации - результаты психометрических обследований и характеристики педагогов. М. ш. с. имела сторонников в Германии, Бельгии, Дании, Франции, Швейцарии, США, России и др. Подвергалась критике за преувеличение роли биопсихологических факторов в развитии человека.

«Мастера грамоты»- учителя в Древней Руси, учившие письму, чтению, счету.

«Материнская школа»- 1) воспитание в семье под руководством матери, рассматриваемое Коменским как первая ступень воспитания и образования детей; 2) педагогическое произведение Я. А. Коменского, посвященное воспитанию детей от рождения до 6 лет: преимущественное развитие внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими предметами и распознавать их.

Медресе(араб. Мадраса от дараса - изучать) - средняя (реже высшая) религиозная (конфессиональная) мусульманская школа в странах Ближнего и Среднего Востока и некоторых районах дореволюционной России, где преобладало население, исповедовавшее ислам. М. готовили служителей культа ислама - мулл и учителей начальных мусульманских школ - мактабов, а М. высшего типа выпускали также судей, богословов, толкователей шариата и др. высших духовных лиц. В М. получали среднее и высшее образование не только лица духовного звания, но и поэты, писатели, философы, ученые и врачи. М. возникли у арабов еще в VII—VIII вв. и сначала были центрами, где знатоки ислама трактовали слушателям вопросы мусульманского богословия и права. Первые М., размещавшиеся в специализированных зданиях, появились в Багдаде (XI в.), Каире (XII в.), Марокко (XVI в.). Учащиеся М. соответственно подготовке подразделялись на 3 ступени: начальная (иптидаи), средняя (рушди), старшая (игъ-дади). Срок обучения зависел от успехов ученика и мог продолжаться 15-20 лет.

Метод параллельного действия - метод воспитания, предложенный А.С.Макаренко, сущность которого - в осуществлении одновременного комплексного воспитательного воздействия на личность ребенка как самого воспитателя (прямое воздействие), так и через коллектив, общественное мнение (косвенное воздействие).

«Метод Песталоцци» - концепция швейцарского педагога И. Г. Песталоцци (1746-1827), подразумевавшая систему обучения детей, ориентированную на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки», в дальнейшем ставшая основой концепции развивающего обучения.

«Метод проектов»- метод, разработанный У.X. Килпатриком, предусматривающий систему обучения, при которой учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы заранее спланированных практических заданий, подчиненных единому педагогическому замыслу, цели.

Метод свободной групповой работы - метод, согласно которому учащиеся начальных школ объединяются по желанию в группы по 5-6 человек, избирают и самостоятельно выполняют виды работ из имеющегося общего перечня тем и заданий; учитель только наблюдает и консультирует учащихся. Метод получил обоснование в трудах Р. Кузине.

Министерство народного просвещения(МНП) - государственное учреждение в России (1802-1917), ведавшее вопросами образования: учебными заведениями (кроме военных, духовных и др. ведомственных), учеными обществами, Академией наук, университетами.

Монастырские школы - школы в Западной Европе и Руси, являвшиеся центрами средневековой образованности, существовавшие при монастырях («внутренние» - для подготовки священнослужителей, «внешние» - для всех желающих из числа мирян), где обучались преимущественно мальчики (на Руси также и девочки).

Московский университет - первый российский университет, основанный по инициативе и плану М. В. Ломоносова при содействии И. И. Шувалова (первый куратор университета) 25 января 1755 г. в составе трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Обучались дети дворян и разночинцев. Московский университет явился национальным центром просвещения. Языком обучения был русский язык (а не латинский и немецкий, как в университете и гимназии при АН в Петербурге). При содействии профессоров университета были открыты гимназии в Казани, Твери, Ярославле, Костроме, Вологде и др. В 1779 г. при московском университете. открыта учительская семинария (3 года обучения), где впервые в России преподавалась педагогика.

Мусические школы - система частных афинских школ (школы грамматиста, школы кифариста), позволявших сочетать интеллектуальную и духовную подготовку учащихся с 7 до 16 лет.

Мусическое воспитание - одна из составляющих афинского воспитания, которое осуществлялось в процессе обучения чтению, письму, счету, пению, музыке, при изучении ораторского искусства, политики, философии и имело ярко выраженный эстетический характер.

Наркомпрос(Народный комиссариат просвещения, НКП) - государственный центральный орган, руководивший народным образованием в 1919-46 гг. в союзных, а также автономных республиках. Первым наркомом просвещения был А. В. Луначарский.

Народная педагогика - национальная система воспитания, посредством которой реализуется стремление народа достичь своего идеала в формировании личности человека.

Народное образование - совокупность образовательно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания всего населения. Впервые идею образования всего народа выдвинул английский социалист-утопист Томас Мор (1478-1535). Основой системы Н. о. во всех странах является начальное (элементарное) образование.

Наука - область человеческой деятельности, цель которой – изучение явлений и процессов природы, человека и общества, их свойств, отношений и закономерностей;

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [Закон РФ об образовании];

– процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;

– процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества;

Образовательный процесс– совокупная деятельность обучающегося (образовательная деятельность) и педагога (педагогическая деятельность);

Обучение (синоним - учение) – развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося – или, что то же – развитие его опыта (в первом, психолого-педагогическом значении);

Объект истории педагогики – всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования и педагогической мысли;

Педагог - человек, руководящий обучающимся (обучающимися) и управляющий его (их) образовательной деятельностью, т. е. организующий ее. Строго говоря, педагог – не только учитель, преподаватель, воспитатель и т. д., но любой человек, который учит, воспитывает, развивает;

Педагогика - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности;

Педагогическая система – определенная педагогическая концепция и опыт ее претворения в реальной педагогической практике автора этой концепции;

Предмет истории педагогики – историческое развитие теории и практики образования в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук;

Педагогическая концепция – система идей, выводов о закономерностях и сущностей педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления;

Педология - направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка;

Педоцентризм – одно из направлений в педагогике, согласно которому за основу берутся спонтанные интересы и потребности детей;

Содержание образования - специально отобранная система элементов человеческой культуры, которой должны овладеть выпускники при подготовке в учебном заведении и усвоение которой необходимо для успешной жизни и деятельности человека, включая деятельность в избранной им сфере общественно-полезной практики;

Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия определенного состава педагогов и обучающихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.

Формы обучения - традиционное название. Точнее будет – формы организации образовательной деятельности обучающегося;

2)Таблица «Сравнительная характеристика основных педагогических категорий в теориях Я.А. Коменского, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци»

Педагог; дата жизни Характеристика эпохи Факторы развития личности Цель, задачи воспитания Организация воспитания и обучения Содержание образования Требования к учителю, воспитателю Отношение к наказаниям
Джон Локк (1632-1704) Эпоха просвещения. Идейное течение среднего образования части населения Европы. Уделял внимание психическому воспитанию; Говорил о нравственном формировании личности; Подготовка человека к жизни. Воспитание джентльмена; Выработка твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Практическая направленность обучения – «для деловых занятий в реальном мире» Локк далек от утилитарного понимания полезности образования. Он против традиционного образования, выступает за реальное образование. Новые языки, География, Математика, Законоведение; Бухгалтерия; Чтение Письмо, Рисование, Этика, История Обладание широкими знаниями во всех областях, друг для ребенка, пример нравственности для него, непременно любовь к ребенку; Должен оберегать своего воспитанника от дурных примеров; Противник наказаний, но в случаях полного отказа ребенка слушаться, допускаются телесные наказания.
Я. А. Коменский (1592-1670) Открытая борьба между феодальным капитализмом и развитыми капиталистическими элементами. *среда *наследственность *воспитание Подготовка к загробной жизни; Нравственное воспитание, Умственное; Религиозное; Интеллектуальное; Глубоко убежден в том, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, и методы школьной работы должны на эти законы опираться, т.е. они должны быть природосообразными. Для детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа. Возраст от 6 до 12 лет, когда реализуются задачи универсального образования. (школа родного языка) С 12 до 18 лет – Латинская школа 18-24-Академия и путешествия Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". Учитель должен быть гуманным к ребенку; Относится к нему с добротой. Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства". Допустимо лишь для тех, кто грешит против поведения. Он называет проступки, когда оправданы физические наказания: это проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.
Ж-Ж. Руссо (1712-1778) Эпоха просвещения, идейное течение среди образ. части населения Европы. Говорил о том, что развитие личности происходит на правах гуманизма и демократизма; Также этому способствуют: Общество Окружение Природа Идеалом Руссо представляется человек в его естественном, не испорченном обществом и воспитанием состоянии. Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи. Идея свободного воспитания. Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе 0-2 – свобода (не пеленать, никакого режима). 2-12 – развитие органов чувств (слух, зрение, осязание) 12-15 – умственное образование. 15-18- воспитание добрых чувств, добрых суждений. Отношение к воспитаннику согласно его возрасту, гуманность и доброта. Он ничему не учит ребенка, он пробуждает у него желание учиться; он незаметно направляет его деятельность, создавая нужные условия; он организует ситуации, которые позволяют воспитаннику узнать о нормах морали. Таким образом, воспитатель ничего не навязывает своему воспитаннику, а способствует Эмилю почерпнуть знания из собственного опыта Отрицал наказание и принуждение Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей
И.Г Песталоцци (1746 – 1827) Переход от феодализма к капитализму; Рост эксплуатации трудящихся. Экономическое, политическое и культурное порабощение деревни городом. Стихийное недовольство крестьян. Обострение классовых противоречий, безжалостная эксплуатация и взрослых и детей Социальная среда (главный фактор): заложил основы социальной педагогики. Обучал детей из бедной среды, доказал, что и низшее сословие способно усваивать науки. Воспитание-второстепенная роль (помогает среде формировать ребенка) Наследственность-обучение- искусство содействовать стремлению природы к своему развитию (идея природосообразности Цель: Разностороннее и гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребенка; Задачи: 1. развить духовные и физические силы 2. укрепить здоровье 3. учить мыслить 4.вырабатывать трудолюбие, скромность, выдержку, уважение к человеческому достоинству и другие ценные нравственные качества Семейное воспитание. Обучение в школе, но в атмосфере семейной любви. Народная школа. Развивающее школьное обучение и элементарное образование. Обучение - развивающее и природосообразное. Принципы: 1.постепенность 2. строгая последовательность 3.связность ступеней 4.наглядность 5.самодеятельность учащихся. Центр всего воспитания – формирование нравственности на основе деятельной любви к людям. Сочетание труда и обучения: во время умственных занятий, ребенок занимается физическим трудом; труд средство физического воспитания. Развитие 3 сторон: 1. Способности и умение действовать, практические навыки и умения; против словесного образования. 2. Здравый деловой разум (жизненные добродетели: точность, расчетливость, бережливость, аккуратность) 3. Развитие возвышенных чувств (нравственная самодеятельность) Учитель/воспитатель - любящий, помогающий, воспитывающий «отец» для учеников. Отношения строятся на гуманной основе и уважении к свободе и личности ребенка. Противник телесных наказаний, очень любил детей (особое внимание детям из бедных семей)

3)Письмо педагогу прошлого:

Здравствуйте, уважаемый и почитаемый мной, Ян Амос Коменский!

Я решила написать Вам письмо, не смотря на то, что нас разделяет более 350 лет.

Считается что письмо - это монолог, но мне кажется, что я веду не монолог, а диалог с вами. Я будто вижу Вас, как будто вы меня внимательно слушаете и готовитесь или подтвердить мои слова и мысли по поводу ваших идей, или опровергнуть их и объяснить мои ошибки в понимании их.

Уважаемый Ян Амос Коменский, пишу Вам я: Желнина Екатерина, ученица Новосибирского Государственного Педагогического Университете. Я очень рада, что мне, довелось узнать Ваши мысли, идеи, высказывания по поводу воспитания и развития детей, через призму современной реальности, возможно, даже на мгновение проникнуться в ту эпоху, когда Вы начинали свою педагогическую деятельность.

Вы вошли в историю мировой культуры как создатель дидактики и теоретик классно-урочной системы, Вы одним из первых обратили внимание на личность ребенка-ученика (и за это отдельное спасибо) и обосновали принципы воспитания и обучения, которые казались незыблемыми в течение двух с половиной столетий. Лишь в ХХ веке некоторые положения Вашей педагогической теории подверглись критическому переосмыслению, но для большинства учителей Вы и поныне остается непререкаемым авторитетом даже тогда, когда они не догадываются, что используют на практике Ваше учение.

В 1627 г. Вы приступили к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Вы вынуждены были эмигрировать в Польшу. Здесь Вы преподавал в гимназии, закончили свою «Дидактику» на чешском языке, а затем переработали её и перевели на латинский язык, назвав «Великой дидактикой». Эта Ваша работа стала основополагающим трудом научной педагогики, она переведена почти на все языки мира. Вы подготовил также несколько учебников («Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика»), написали первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа». Вы так же усиленно занимались разработкой идей пансофии («обучение всех всему»), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Вы создали Классно-урочно-предметную систему включающую в себя следующие основные положения:

1)Все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;

2)Содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;

3)Учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;

4)Для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

5)по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);

5)Изучение определенного учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;

6)Определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Кроме того, Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью общешкольного плана, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса, вводилось понятие учебного года. Без этой системы невозможно представить современное образование, это основа основ. Основными Вашеми дидактическими принципами являются: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность. Эти принципы сегодня известны каждому учителю и так или иначе воплощаются им в свою педагогическую практику. Вопросы воспитания и обучения вы рассматривал в неразрывном единстве.

Вы призывали давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считали необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.

Самый известный вашим теоретическим трудом по педагогике является «Дидактика», т.е. общая теория обучения.Вот основные положения этой книги.

Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться

Основоположение 1

1)Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.

2)Утренние часы для занятий наиболее удобны.

3)Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

1)Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.

2)Развивать ум ранее языка.

3)Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

4)Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

1)С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).

2)Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

1)Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

2)Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

1)Образование юношества должно начинаться рано.

2)У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.

3)По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

1)Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.

2)Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

1)Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.

2)Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.

3)Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Основы прочности обучения и учения

1)Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.

2)Всё последующее должно опираться на предыдущее.

3)Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.

4)Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.

5)На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

О школьной дисциплине

1)«Школа без дисциплины есть мельница без воды»

2)Для поддерживания дисциплины руководствоваться:

3)Постоянными примерами, воспитатель сам должен показывать пример.

4)Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам

1)Всему, что должно знать, нужно обучать.

2)Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.

3)Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.

4)Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.

5)Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.

6)Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.

7)Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.

8)На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

9)Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

1)Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

2)Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

3)Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.

4)Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.

5)Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

6)Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

7)Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

8)Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

9)Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.

10)Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель— готовность услужить другим и охоту к этому.

11)Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

12)Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!

13)Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

14)Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

15)Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

16)И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Я полностью поддерживаю ваши идеи и мысли. У детей нужно вырабатывать дисциплину, нужно учить детей трудится, нужно получать образование всем и так далее. Вы правы во всех своих принципах и идеях.

Спасибо вам за неизмеримый вклад в развитие педагогики. Ваши идеи остаются актуальными и сегодня. Я считаю, что Вашими идеями могут пользоваться многие современные педагогии родители при воспитании детей.

Почитатель ваших идей и мыслей,

будущий педагог-психолог Желнина Екатерина

4 )Педагогическая проблема или явление в исторической ретроспективе через высказывание педагогов прошлого:

Отношение к женскому образованию педагогов и мыслителей в разные периоды исторического развития:

Словенская пословица.
Мужчине, что ни скажешь - в одно ухо влетает, из другого вылетает; а женщине - в оба уха влетает, а изо рта вылетает.
Античность(5,5 тыс. лет назад- 5 век до нашей эры)

Аристотель
«Единственная гарантия одинакового для всех образования – организация его государством. В какой мере женщины входят в число "всех", не ясно. Поскольку они не являются гражданами, то было бы странным ожидать, что им полагается такое же образование, как и мужчинам».
Натан
«То, что мы называем интуицией женщины. Зачастую объясняется просто прозрачностью намерений мужчины».
Средневековье (5-15 века)
Томас Мор
«Если женщина по своей природе строптива и порождает больше сорняков, чем плодов", то именно в силу недостаточного ее образования. Нужно более старательно и усердно заниматься образованием и наставлениями женщин».
Мартин Лютер
«Женщина должна "оставаться дома, вести хозяйство и рожать детей»

Новое время (15 век- 1914 год)
Яков I
«Давать женщинам образование, все равно что обучать лисиц хитрости и изворотливости»
Ян Амос Коменский
«Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы и слабый пол… нужно было бы совершенно устранить от научных занятий… Женщины также образ божий… Одинаково они одарены (часто более нашего пола) быстрым и воспринимающим мудрость умом»
Джонатан Свифт
«Вряд ли отыщется одна из тысячи дочерей джентльменов, способная читать или понимать свой родной язык или судить о самых простейших книгах, написанных на нем. Неудивительно, ведь их не обучали ни в детстве, ни в более зрелом возрасте"
Аддисон
«Обыкновенно одна из молодых леди читала вслух, когда другие работали, так что образование женщин нисколько не вредило их рукоделиям».
Маскалюнайте А.
«Когда женщины образованны и наделены необходимыми правами, это немедленно приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они лучше питаются, их доходы, накопления и вложения идут вверх, — сказала она. — А то, что верно для семей, верно и для сообществ, и, в конечном счете, для каждой страны в целом»

Александр Пушкин
«Даже люди, выдающие себя за усерднейших почитателей прекрасного пола, не предполагают в женщинах ума, равного нашему, и, приноравливаясь к слабости их понятия, издают ученые книжки для дам, как будто для детей».
Томас Маколей
«Уровень женского образования был низок, и опаснее было стоять выше этого уровня, нежели ниже его. Крайнее невежество и легкомыслие считались в даме менее неприличными, нежели легчайший оттенок педантства»

Ницше Ф.
«Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой».
Константин Дмитриевич Ушинский
«Женщина многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь».
Новейшее время (с 1914 года по настоящее время)
Ключевский В.
«Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными».
Бельмондо Жан-Поль
«Дама - это женщина, которая знает, чего ей не следует знать, даже если это ей и известно».
Василий Сухомлинский
«Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин»
Анна Ахматова
«Могла ли Биче, словно Дант, Творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!»

Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах.

Вывод: на протяжении долгих веков право на образование имели только мужчины, место женщины было исключительно на кухне, даже еще в 19-м веке в Европе социальное положение женщины определялось так — церковь, кухня, дети. Вот это и были три кита, на которых должна строиться жизнь женщины, а образование, работа, карьера, не входило в планы! Но и в наше время в некоторых особенно мусульманских странах востока социальное положение женщины сегодня, такое как и столетия назад. Но с другой стороны не всегда так было, в истории известны случаи женщин, все-таки несмотря ни на что получавших образование и превосходивших в разы по образованности мужчин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: