Упражнения на коне

Все упражнения на коне делятся на маятникообразные и круговые. В числе первых перемахи, круги одной (одноименные и разноименные) и скрещения (прямые и обратные). Маятникообразные движения носят колебательный характер и выполняются вокруг сагиттальной оси, а сами движения протекают в лицевой (фронтальной) плоскости. Большинство круговых движений представляют собой перемахи двумя сомкнутыми ногами, выполняемые по круговой траектории в горизонтальной плоскости с вращением тела вокруг продольной оси.

В упражнениях на коне различаются следующие фазы опоры руками: двухопорная фаза, когда опора выполняется двумя руками, одноопорная фаза, когда гимнаст опирается на одну руку.

Обучение упражнениям на коне начинается с овладения навыками правильной, рациональной осанки («посадки»), которая отличается выпрямленным телом, слегка согнутым в грудной части («горб», при опущенном плечевом поясе. На рис.104 показана осанка гимнаста в основных рабочих положениях: упоре (а), упоре верхом (правой, левой) (б), упоре сзади (в). Следует заметить, что овладение рациональной осанкой происходит постепенно – ее можно сформировать только в процессе освоения упражнений, состоящих из различных перемахов, скрещений и круговых движений одной и двумя ногами.

Рис. 104

Перемахи одной ногой могут быть одноименными и разноименными. При описании одноименных перемахов принято называть только ногу, например, перемах правой (слово «ногой» опускается), при этом подразумевается перемах вперед. А если перемах выполняется назад, то указывается направление, например, перемах правой назад из упора сзади или упора правой. Направление также указывается при выполнении разноименных перемахов, например, перемах правой влево из упора или упора левой; перемах правой влево–назад из упора сзади.

Для овладения маятникообразными движениями на коне необходимо вначале освоить размахивание в упоре ноги врозь (правой и левой). Для этого полезно неоднократно проделать имитацию размахивания в висе на гимнастической стенке (лицом к ней), а также в упоре на руках на комбинированном снаряде (рис.105).

Рис. 105

На коне размахивание выполняется во фронтальной плоскости с разведенными ногами. В этом положении тела гимнаста должно быть прямым и располагаться вертикально. Такое положение нужно сохранять в процессе выполнения любых маятникообразных движений. Типичными ошибками (особенно у начинающих гимнастов) являются поднимание спины и отведение таза назад.

Техника размахиваний. Из положения упора левой гимнаст вначале максимально отводит таз влево, а затем акцентированно делает мах правой в сторону и кверху до предела подвижности в тазобедренном суставе, при этом левая («передняя») нога остается пассивной (бедро касается тела коня), а таз гимнаста максимально приближается к правой ручке коня. Во второй половине размахивания «ведущая» правая нога опускается под действием силы тяжести в первоначальное положение с последующим многократным повторением размахивания. Далее то же проделывается в другую сторону из упора правой.

Важная деталь техники: при выполнении маха ведущей ногой в сторону–кверху нужно не допускать поворота таза в одноименную сторону.

Для выполнения размахивания в упоре гимнаст опирается руками о дальнюю часть ручек, но не за середину. В упоре плечи подаются вперед больше, чем в упоре ноги врозь, но спину не поднимать (для контроля нужно касаться тела коня бедрами, а не коленями). Размахивание в упоре лучше выполнять с прыжка, во время которого задается начало колебательного движения: таз гимнаста располагается у одной из ручек коня, а нога (разноименная с направлением размахивания) активно поднимается в сторону до предела. Из этого положения тело гимнаста скользящим движением направляется к другой ручке, с одновременным бросковым махом «ведущей» ногой в сторону–кверху до возможного предела. Далее «маятник» возвращается в первоначальное положение, а так повторяется несколько раз.

Для размахивания в упоре сзади таз выводится вперед за счет «отжимания» тела руками от ручек назад и вниз. Это позволяет увеличить амплитуду размахивания. Действия ногами и туловищем такие же, как при размахивании в упоре, хотя сделать это труднее из–за других условий опоры.

После овладения размахиванием в упоре ноги врозь и в упоре можно переходить к выполнению базового маятникообразного соединения: с прыжка (или из упора) перемах правой – мах влево – перемах правой назад – перемах левой – мах вправо – перемах левой назад. Если гимнаст уверенно выполняет это соединение 3–4 раза без остановки, то упражнение можно считать освоенным.

Следующим этапом начальной подготовки в упражнениях на коне является разучивание скрещений. Обычное (прямое) скрещение вначале выполняется из упора ноги врозь (левой и правой). На рис.106 показано скрещение вправо из упора левой. После энергичного маха ногами и туловищем вправо (2) гимнаст отталкивается правой рукой, продолжая отводить нижнюю часть туловища вправо–кверху (3), таз гимнаста поворачивается налево с одновременными перемахами левой назад, а правой вперед (4). После завершения встречных перемахов правая рука быстро ставится на опору (5). Скрещения необходимо выполнять в обе стороны, добиваясь максимальной амплитуды движения. Очень полезно для этого выполнять темповые многократные скрещения на комбинированном снаряде.

Рис. 106

Обратное скрещение вначале также выполняется из упора ноги врозь (левой или правой) (рис.107). После маха ногами и туловищем влево (2, 3) отпустить левую руку и, продолжая нажимать правой рукой на ручку коня вправо–книзу, взмахнуть левой ногой в сторону–вверх «за голову», слегка поворачивая таз налево, сделать перемах правой вперед, а левой назад, оставляя ее вверху. Затем, продолжая поднимание ног, быстро вернуть левую руку на опору (4). То же самое надо выполнить в другую сторону (из упора правой), связывая подряд несколько скрещений. Как и для прямых скрещений, для совершенствования техники обратных скрещений, полезно использовать комбинированный снаряд.

Рис. 107


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: