Вольные упражнения

Как вид программы многоборья вольные упражнения используются в соревнованиях гимнастов и гимнасток – разрядников. С музыкальным сопровождением выполняют их лишь женщины.

В отличие от упражнений на снарядах, где подавляющее большинство упражнений связано с опорой руками (висы, упоры), техника движений, составляющих вольные упражнения мужчин и женщин, связано с опорой на ноги, на руки и ноги одновременно, с опорой на другие части тела. Содержание вольных упражнений как вида многоборья являются повороты, равновесия, перемахи, хореографические и танцевальные движения. Основой же трудности упражнений квалифицированных гимнастов и гимнасток служат акробатические элементы и соединения.

Участие в движениях различных звеньев тела, чередование динамических элементов и статических поз, свободный выбор условий опоры, ритма, темпа выполнения их, все это обуславливает практически безграничное число вариантов элементов и технических приемов, возможность создания оригинальных тематических композиций.

Вольные упражнения воспитывают культуру движений, развивают точность, пластичность и выразительность (особенно при сочетании с музыкальным сопровождением) движений.

Прыжки – характерные элементы вольных упражнений – придающие особую динамику, впечатление легкости, невесомости: прыжки с ног на руки и с рук на ноги выполняются на месте и с передвижением, без разбега и с разбега, с поворотами. Наиболее сложными формами прыжков являются акробатические элементы – перевороты, сальто и т.п. Техника и методика разучивания их описана в главе 6.

Перевороты – быстрые или медленные (силовые) переходы в стойку на руках, опуская со стойки на руках в обычную стойку, перевороты в сторону (колесо) и т.п.

Падения – движения выполняемые из стоек на ногах или руках и заканчивающиеся положением упора лежа или положением лежа.

Повороты могут выполняться в сочетании с падениями, перекатами, переворотами, прыжками. Например, поворот кругом махом правой в равновесие; поворот кругом в стойке на руках, поворот на 3600 в полете с приземлением в «доскок».

Равновесия включают как элементарные стойки на носках, на одной ноге, так и сложные разновидности: стойки на голове и руках, стойки на руках, горизонтальный упор или упор на локте и т.п.

Техника хореографических и танцевальных движений, занимающих особое место в содержании вольных упражнений женщин, раскрывается в разделе 7.2

Включение различных видов упражнений: общеразвивающих, акробатических, хореографических, танцевальных тесно связано с композиционным построением вольных упражнений.

Композиция вольных упражнений – это логическая последовательность выполнения элементов, их сложность, взаимосвязь частей упражнения, динамика перемещения спортсмена на ковре,согласованность с характером музыкального сопровождения.

Композиция вольных упражнений в спортивной гимнастике – творческий процесс, в котором участвуют спортсмен и тренер, хореограф и композитор. Композиция должна быть оригинальной (не шаблонной), позволяющей в рамках требований правил соревнований и учета объективных тенденций развития гимнастики, показать индивидуальные особенности каждого гимнаста.

Целостность композиции: предусматривает органичную взаимосвязь начала, середины и концовки упражнения, соответствие единому замыслу, единой стилистике. При этом большая роль отводится выбору музыкального произведения. Восприятие композиции вольных упражнений судьями и зрителями основано на определенных закономерностях (критериях): контрастности, нарастания и др.

Контрастность – основана на усилении впечатления за счет продуманного сочетания движений, различающихся по амплитуде, скорости, ритмическому рисунку исполнения отдельных фрагментов и упражнения в целом. Реализация этого требования тесно связана с динамикой перемещения спортсмена на ковре, позволяющей продемонстрировать движения в наиболее выгодном ракурсе. Рис. 120 иллюстрирует схемы перемещения гимнаста, использованные в спортивной практике.

Рис. 120

Нарастание – предусматривает неуклонное (от начала к концу) повышение трудности выполняемых движений. Не менее эффективен способ наращивания темпа или амплитуды движений от начала упражнения к финалу. Весомым признаком удачно составленной композиции является трудный завершающий комбинацию элемент. Правда, включение простого, редко исполняемого элемента при высоком качестве его исполнения может произвести лучший эффект, чем выполненный с большими техническими огрехами сверхтрудный элемент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: