Реферат
«Основные идеи Русской философии»
Выполнил: Погребков А.Б.
Курс 1, группа 7104
Шифр: ПД 14022
Проверила: Колесникова А.В.
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...……3
1.Западники и Славянофилы............................................. …...……….………....4
2.Русский космизм………………………………….……..............................…...5
3.Русские философы и их основные идеи.....................................................…...5
Заключение…………………………………………………..………………..….21
Список литературы и источников………………………………………………22
Введение
Русская философия, как особая сфера жизни общества складывается сравнительно поздно. В ней присутствует генетическая связь с Эллинизмом, истоки которого находятся в греческом христианстве. Глубок интерес к народу. В философии важна роль проблем нравственности, добра и правды (Соловьев, Достоевский, Толстой, Тютчев). Присутствует гносеологический реализм, т. е. человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в его познаваемости. Огромная роль интуиции, чувственного опыта. Развитие понятия Соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Соборность противостоит западному индивидуализму, сводящему на нет личность, и позволяет сохранить общину, которая гармонично сочетает личные и общественные начала. Соборность означает, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх или духовенство. Религиозность. Религиозный опыт является основой для реализации главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Религиозные христианские философы: Бердяев, Булгаков, Соловьев, Федоров, Флоренский. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения (Соловьев, Булгаков, Флоренский и др.).
Западники и Славянофилы
Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.
Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.
Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.
Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.
Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.
От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.
Западники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.