Западники и славянофилы в 40-50-х гг. XIX в

В России сложились первые социально-философские школы – западники и славянофилы. Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по их мнению, заключалась в отсутствие в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания «Философического письма» П.Я. Чаадаева (1794-1856),которое ориентировало Россию на Западный путь развития.

Чаадаев в эпатирующей форме поставил проблему несоответствия величия России ничтожеству ее повседневного существования. Запад в его философических построениях выступал как бы идеальной моделью, а Россия страной, о которой Провидение было мало озабочено и поэтому она просто «заблудилась на земле». Основания для такого поистине глобального вывода – оторванность России от того исторического пути, которым шел Запад. Оценки Чаадаевым русской истории были очень суровы: «Нам не было дела до великой мировой работы», «мы – пробел в нравственном миропорядке», «в крови русских есть нечто враждебное истинному прогрессу» и т.п.

Герцен характеризовал чаадаевское письмо как «выстрел, грянувший в темную ночь», который к 40-м годам XIX века разделил мыслящих людей на славянофилов и западников

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков. Историческим воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой допетровской Руси, которую славянофилы представляли себе гармоничным обществом, лишенным противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «Земщины» и «власти». По их мнению, со времен Петра I, произвольно нарушившего органическое развитие России, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция оторвались от народной жизни. Западники – направление русской общественной мысли, родившейся так же в 40-х годах XIX в., противостоящее славянофилам. В московский кружок западников входили А. Герцен, Т. Грановский, Н. Огарев. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений Западной Европы.

Главным вектором полемики славянофилов и западников, стала оппозиция «Россия–Европа» в связи с прогнозированием будущего страны. То, что одними расценивалось как благо, другими интерпретировалось как причина ее экономической отсталости и духовного застоя. Спор был вокруг русской общины. Славянофилы возлагали большие надежды на общинные принципы жизни народа. С этим не могли согласиться западники: «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность?» Критика Запада у славянофилов – это в первую очередь критика «мещанства», католицизма и протестантизма, а защита России – это апология православия. Перед Россией, считали они, стоит великая задача: не только свою жизнь построить на подлинно христианских началах, но донести принципы этой жизни до людей всей земли. Россия должна указать человечеству дорогу к истинному братству и истинному единению – соборности. Это понятие, не имеющее точных эквивалентов в других языках, было введено А.С. Хомяковым как выражение «свободы в единстве» на основе православной веры.

Диаметрально противоположную точку зрения на развитие русской истории и место России в мировой культуре высказывали западники. В отличие от славянофилов, исходивших из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает и настаивавших на исключительном своеобразии исторического развития России, западники утврждали принцип всеобщности исторического развития человечества, получивший в силу ряда обстоятельств наиболее адекватное и полное выражение в Западной Европе, в силу чего ее исторический опыт приобрел универсальное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: