Под западничеством в русской истории обычно понимается направление общественно-политической мысли, содержание которого составляла идея об усвоении Россией европейской цивилизации: науки, просвещения, техники, государственных институтов власти, новейших революционных и либеральных взглядов, других ценностей, ориентированных на Западную Европу, выросших из нее.
Западничество представляло собой достаточно сложное социально-политическое явление. Можно сказать, что это было своего рода оппозиционное течение «левого» толка, объединявшее тогдашних прогрессистов, прежде всего либералов и демократов разных оттенков, видевших в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга и справедливости. Видными западниками были Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.В. Вернадский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.В. Станкевич и др.
Западники отстаивали идеи о единстве человеческой цивилизации, общности исторического развития России и Западной Европы. Они считали, что Западная Европа указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса.
Сопоставляя историю сословно-крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России, западники отмечали, что послеантичную историю Европы определяло «личностное начало», развитие прав и свобод личности, а русская история была историей развития самодержавия и власти. И только Петр I начал подготовку страны к восприятию идей права и свободы. Как писал А.И. Герцен, в «признании личности – один из важных человеческих принципов европейской жизни». У нас же нет ничего подобного, признавал он. У нас лицо всегда подавлено, свободное слово у нас всегда считалось за дерзость, самобытность – за крамолу. Человек пропадал в государстве. У нас, в России, чем сильнее становилось государство, тем слабее становилось лицо.
Как и П.Я. Чаадаев, западники полагали, что народы Европы в столкновении мнений, в борьбе за истину создали себе целый мир идей (идеи долга, закона, правды, порядка), и тем самым обрели свободу и благосостояние. В России же «все носит печать рабства – нравы, стремления, просвещение и даже вплоть до самой свободы, если только последняя может существовать в этой среде». Потому самым значительным атрибутом политической жизни российского общества стало полное равнодушие народа к природе той власти, которая им управляет. Как писал Чаадаев, «установленная власть всегда для нас священна. Всякий государь, каков бы он ни был, для русского – батюшка».
Более однородным, чем западничество, было славянофильство. Но термин «славянофильство» многозначен и является во многом условным, лишь приблизительно выражающим также оппозиционное, но консервативно-романтическое направление общественно-политической мысли, объединившее ту часть отечественной интеллигенции, которая ратовала за возрождение русского и в целом славянского духа как особого духовно-нравственного состояния русского народа. Наиболее известные представители славянофилов А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.
Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ или семья близких народов, живет самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубокие идейные начала. Для России такими началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды, духовной свободы и соборность, воплощением которых в мирской жизни является сельская община как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки, в которой органически сочетаются общественные и личные интересы.
Славянофилы стремились распространить общинные принципы организации жизнедеятельности на все сферы жизни общества: рассматривали общину и как зародыш будущего справедливого государственного устройства, и как основу нравственного воспитания русского народа, и как форму организации производства.
Западники и славянофилы непримиримо отстаивали свои принципы и позиции. Борьба между ними приобретала нередко острый и драматический характер, а порою заканчивалась настоящими человеческими трагедиями. И те и другие нередко подвергались гонениям, их работы часто запрещались цензурой.
В тематике споров между западниками и славянофилами отчетливо выделяются три направления. Первое – философско-мировоззренческое. Западники отстаивали идею рациональности. Славянофилы же, по Герцену, отвергали «возможность разумом дойти до истины». Для них «истина науки в истине православия». Второе – богословское. Западники, особенно Чаадаев, отдавали преимущество католической церкви. Их оппоненты проповедовали идеи о нравственном превосходстве византизма, воспринятого и усвоенного русской допетровской культурой. Вся мудрость человеческая, полагали славянофилы, «воплощена в творениях отцов православия. Их нужно только изучать: дополнять нечего, все сказано». И третье направление – историческое, эпицентром которого была оценка эпохи Петра I. Славянофилы утверждали, что до Петра I Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр разрушил это единство, насадив в России европейские порядки. В результате реформ высшая знать усвоила европейский образ жизни, что привело её к отрыву от русского народа, оставшегося на прежних позициях. С Петра и начался в России «душевредный деспотизм». Западники же считали, что славянофилы не понимают Петра I и «не благодарны к нему».
Что же касается политических проблем, то здесь между западниками и славянофилами фактически не было принципиальных разногласий. И те и другие, хоть и исходили из разных посылок, но считали насущными перспективными задачи отмены крепостного права, распространения народного образования, свободы печати. Совпадали их позиции и в оценке взаимоотношений власти и народа: эти отношения не дружественные, они не доверяют друг другу. Западники и славянофилы были едины в том, что государство призвано защищать народ и обеспечивать его благосостояние, а народ обязан выполнять государственные требования.
Самое же главное, что объединяло западников и славянофилов – это «чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума». Как писал А.И. Герцен, смотрели мы «в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Можно поэтому говорить об известной условности такого деления по той простой причине, что и славянофилы, и западники были горячими, искренними патриотами России. Их споры сводились в сущности к тому, какими путями отменять крепостное право, какие политико-правовые институты лучше обеспечат народную свободу, какими путями России идти вперед.
Славянофилы признавали основополагающими принципами общественно-политического устройства России православие, самодержавие и народность. Но вкладывали в них иное, нежели официальная доктрина, содержание. Во-первых, они осуждали самодержавный деспотизм, хотя многие из них монархию считали традиционной формой правления в России. Во-вторых, в идее народности они видели не крепостничество, а совокупность умственных, нравственных и жизненных особенностей народа. В-третьих, православие для славянофилов – это образ мышления народа, а не официальная религия и церковь. По мнению славянофилов, ни западные принципы формально-юридической справедливости, ни западные организационные формы не нужны и неприемлемы для России. России чужды католичество, римское законодательство, основанное на принципах насилия государства. Запад как тип цивилизации и просвещения, отмечал И.В. Киреевский, носит рассудочный характер, Россия и русская цивилизация основаны на принципах братства и смирения. Русский человек у Киреевского является носителем соборного «общинного» духа; в западном же человеке основное место принадлежит эгоизму и индивидуализму. Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Между народом и властью, полагал К.С. Аксаков, в ходе русской истории сложились особые отношения, не похожие на западные. Русский народ и власть доверяют друг другу, поэтому русские являются негосударственным народом, народом, имеющим свое мнение, но сознательно уклоняющимся от участия как в решении политических вопросов, так и в политической жизни в целом.
Потому, утверждали славянофилы, русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. Будучи противниками конституции, они пытались воссоздать на основе всеобщего добровольного согласия соборность, единство народа и царя, земли и власти, которые будто бы существовали в допетровские времена. Но указать реальные пути национального возрождения, восстановления «духовной гармонии» в России они не смогли. Знаменитая формула К.С. Аксакова «правительству – право действия и, следовательно, закона; народу-сила мнения, и, следовательно, слова» была слишком обща и абстрактна, чтобы стать основой для практических преобразований.
Славянофилы отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Но они считали, что Россия должна перегнать Запад во всех отношениях и в состоянии будет это сделать, идя собственным путем. Для этого они предлагали создать систему знания и просвещения, основанную «на самобытных началах, отличных от тех, какие нам предлагает просвещение европейское».
Поздние славянофилы – Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев – пришли к еще более радикальным выводам и предположениям. Они прямо указывали на то, что отказ России от самобытного пути может привести к потере политической независимости, падению её как государства, окончательному подчинению иностранцам. Они настойчиво повторяли, что русский народ, как и другие славянские народы, для сохранения своей независимости должен избавиться от синдрома бездумного подражательства западноевропейским либеральным формам общественной жизни. «Можно почти наверное предсказать, –писал Леонтьев, – что Россия может погибнуть только двояким путем – или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией. (Последнему исходу чрезвычайно может посодействовать образование либерального, бессословного, всесословного союза.)».
Четко поставленный в ходе полемики между западниками и славянофилами вопрос о глубоком своеобразии России, подтвержденный всем её последующим развитием, не решен и поныне. Особую политическую актуальность он приобретает в наши дни, когда народы России стоят перед выбором своего дальнейшего пути.
Острота полемики между западниками и славянофилами не препятствовала обмену идеями, их взаимообогащению, она стимулировала участников дискуссий к расширению своих познаний. Западники убедили своих оппонентов более внимательно познакомиться с философией Гегеля, а сами признали необходимость учета проблем национального, особенного, стали избегать крайностей в оценке российской истории и действительности.
Впоследствии такие западники, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев и М.А. Бакунин переняли у славянофилов идею крестьянской общины, рассматривали её как основу «русского социализма», хотя идеям социализма славянофилы вовсе не сочувствовали и от общинной собственности земли переходить к её коллективной обработке не собирались.
Влияние споров отразилось и на общественно-политической мысли и жизни России в целом. По оценке Грановского, «в обществе теперь мода на ученость, дамы говорят о философии и истории с цитатами». А его современник Л. Блюммер отмечал, что благодаря полемике славянофилов и западников «пошел спор о человеческом вообще, о национальном, о науке, о результатах действительной жизни на Западе и у нас».
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Проекты государственных преобразований в России в начале XIX в.
2. Теоретическая и практическая деятельность декабристов.
3. Реакционно-охранительная идеология николаевской России.
4. Западничество и славянофильство в российской политико-правовой мысли.
Темы рефератов
1. Эволюция политико-правовых воззрений М. Сперанского.
2. Северное и Южное общества декабристов: сходство и различия политико-правовых программ.
3. Основные идеи записки Н. Карамзина «О древней и новой России».
4. П. Чаадаев о месте и роли России в мировом цивилизационном пространстве, путях её развития.
5. Место славянофильства в истории русской политико-правовой мысли.
6. Идеология западничества.
7. Возникновение революционно-демократической идеологии.
Вопросы для повторения, размышления, самопроверки и самостоятельной работы
1. Почему не был реализован проект реформ в России М. Сперанского?
2. Чем отличается трактовка М. Сперанского принципов теории разделения властей от западноевропейских аналогов?
3. Проследите эволюцию теории официальной народности в XIX в.
4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «либерализм»? В чем состоят особенности российского либерализма в сравнении с европейской его разновидностью?
5. Назовите основных представителей российской либеральной политико-правовой мысли пореформенного периода, охарактеризуйте их концепции.
6. Какие глубинные причины обусловили движение декабристов?
7. В декабризме как в общественно-политическом течении присутствовали два взаимообусловленных и в то же время взаимоисключающих процесса – политический и нравственный. Охарактеризуйте их.
8. Сравните западническую и славянофильскую концепции. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны. Насколько актуальны идеи и дискуссии славянофилов и западников для современной российской действительности?
Список рекомендуемой литературы
Вернадский Г. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 5.
Восстание декабристов: Документы. М., 1958.
Гусев В.А., Хомяков Д.А. Интерпретация девиза «православие, самодержавие, народность» // Социально-политический журнал. 1992. № 10.
Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933.
Из истории реформаторства в России. М., 2005.
Кара-Мурза А.А. Что такое российское западничество // Политические исследования. 2003. № 2.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой Руси в её политическом и гражданском отношениях. М., 2004.
Кюстин А. Николаевская Россия: Пер. с фр. М., 2003.
Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. Ч. I. С. 2-7.
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1978.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России 1783-1883 гг. М., 1986.
Революционеры и либералы в России. М., 1990.
Сперанский М. Проекты и записки. М.; Л, 1961.
Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. М., 1991.
Цимбаев И.И. Славянофилы. М., 1986. Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1989.