Формирование грузопотоков и сущность вскрытия карьерного поля

Масштаб горных работ на карьере характеризует величина грузооборота, который формируют из элементарных грузопотоков, объединенных, в свою очередь, в общий грузопоток карьера. Его называют сосредоточенным, если все грузы перемещают из карьера на поверхность в одном направлении по единым транспортным коммуникациям, в противном случае он является рассредоточенным. Принцип формирования грузопотоков состоит в том, чтобы осуществить с минимальными затратами перемещение горной массы из забоев до пунктов приема грузов на поверхности.

С одной стороны, сокращение числа грузопотоков позволяет улучшить использование горно-транспортного оборудования и сократить затраты на формирование сети транспортных коммуникаций. С другой стороны, при значительном грузообороте, при нескольких видах раздельно транспортируемых пород, большой протяженности карьерного поля, наличии нескольких пунктов приема на поверхности, целесообразно их рассредоточение (разделение) – организация нескольких грузопотоков [30].

Чаще всего разделяют грузопотоки по качественному признаку: породы и полезное ископаемое, их разные типа и сорта, или по пунктам назначения. При значительных объемах вскрышных работ также прибегают к рассредоточению грузопотоков, если провозная способность транспортных коммуникаций недостаточна.

При отработке месторождений открытым способом возникает необходимость транспортной увязки отдельных забоев с внутренними или внешними отвалами, складами полезного ископаемого, приемными пунктами потребителей.

Комплекс работ по обеспечению таких грузотранспортных связей называют вскрытием. Вскрытие месторождения, участка, горизонта предполагает не простое обнажение залежи или обеспечение доступа к ней человека (хотя это и обязательно), а именно создание системы горных выработок и искусственных сооружений, по которым направляют грузопотоки полезного ископаемого или пустых пород. Отдельный горизонт считают вскрытым, если обеспечена возможность для перемещения горной массы с его рабочей площадки до соответствующего приемного пункта в карьере или на поверхности.

а б в г д Рис. 7.1. Схемы фронта работ: а, б, г – тупиковый с маятниковым движением; в, д – сквозной с поточным движением
По отношению к фронту работ уступа вскрывающие выработки могут иметь фланговое, центральное и комбинированное положение (рис. 7.1). При наличии одной вскрывающей выработки в ней сосредоточены грузопоток с уступа и движение порожняка (схемы а, б). Такой фронт работ называют тупиковым. Две выработки позволяют организовать сквозное движение на уступе и разделить движение порожних и груженых транспортных средств (схема в) или рассредоточить грузопотоки (схема г). Если провозная способность транспортных коммуникаций не обеспечивает грузооборот карьера, применяют комбинированное расположение выработки (схема д).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: