Технологическая классификация комплексов оборудования

Комплексы карьерного оборудования можно подразделить на шесть классов (табл. 8.5). При наличии выемочно-погрузочного оборудования непрерывного действия их называют выемочными, а при выемочно-погрузочном оборудовании цикличного действия экскаваторными. Вскрышные комплексы обязательно оснащают средствами механизации отвальных работ, а добычные – средствами механизации разгрузочных работ.

Выемочно-отвальный комплекс (ВО) используют при разработке горизонтальных и пологих месторождений с перемещением мягких пород в выработанное пространство консольными отвалообразователями и транспортно-отвальными мостами. Экскаваторно-отвальный комплекс (ЭО) предназначен для перевалки мягкой и скальной вскрыши в выработанное пространство при разработке горизонтальных и пологих месторождений. Выемочно-транспортно-отвальный комплекс (ВТО) на современных карьерах применяют для выемки мягких пород, перемещаемых в отвалы средствами транспорта. Создание машин непрерывного действия, разрабатывающих полускальные и скальные породы, позволит расширить область его применения. Наиболее универсален экскаваторно-транспортно-отвальный комплекс (ЭТО), включающий выемочно-погрузочные машины цикличного действия и все виды транспорта.

Для производства добычных работ выделены два комплекса оборудования – выемочно-транспортно-разгрузочный (ВТР) и экскаваторно-транспортно-разгрузочный (ЭТР). В отличие от вскрышных комплексов они оснащены разгрузочно-приемным оборудованием (вагоноопрокидывателями, бункерами, грохотильными, дробильными устройствами и др.).

Таблица 8.5. Технологическая классификация комплексов оборудования, применяемых при открытой разработке (по В.В. Ржевскому)

Класс комплексов Комплекс оборудования Тип оборудования комплекса
выемочно-погрузочные работы транспортирование отвалообразование и складирование
         
  Выемочно-отвальный (ВО) Роторные и цепные экскаваторы Нет Транспортно-отвальные мосты, консольные отвалообразователи

Продолжение табл. 8.5

         
  Экскаваторно-отвальный (ЭО, СО) Вскрышные экскаваторы, скреперы Нет Вскрышные экскаваторы, скреперы
  Выемочно-транспортно-отвальный (ВТО) Роторные и цепные экскаваторы, гидроразмыв (мягкие породы). Скальные комбайны, специализированные экскаваторы (скальные породы.) Конвейеры, гидротранспорт, железнодорожный транспорт и автопоезда Консольные отвалообразователи, гидроотвалы (мягкие породы).
  Экскаваторно-транспортно-отвальный (ЭТО) Карьерные одноковшовые экскаваторы Конвейеры, гидротранспорт (мягкие породы). Железнодорожный транспорт, автомашины и автопоезда (скальные породы) Консольные отвалообразователи, гидроотвалы (мягкие породы). Отвальные машины (скальные породы)
  Выемочно-транспортно-разгрузочный (ВТР) Роторные и цепные экскаваторы, гидроразмыв (мягкие породы). Скальные комбайны, специализированные экскаваторы (скальные породы) Конвейеры, гидротранспорт (мягкие породы). Железнодорожный транспорт и автопоезда (скальные породы) Комплекс разгрузочно-приемного оборудования
  Экскаваторно-транспортно-разгрузочный (ЭТР) Карьерные одноковшовые экскаваторы Железнодорожный транспорт, автомашины и автопоезда (скальные породы). Конвейеры, гидротранспорт (мягкие породы). Комплекс разгрузочно-приемного оборудования

Помимо классификации комплексов оборудования, предложенной акад. В.В.Ржевским, в практике проектирования нашла применение и классификация технологических схем «Гипроруды» [20].

Ее основным классификационным признаком является наличие и число звеньев в технологической схеме транспорта. В соответствии с этим признаком все технологические схемы отработки месторождений можно разделить на бестранспортные, транспортные, комбинированные, а при использовании многоковшовых экскаваторов в комплексе с консольными отвалообразователями и транспортно-отвальными мостами – транспортно-отвальные технологические схемы. Дальнейшее научное развитие этого подхода позволило отнести к комбинированным технологические схемы, представленные не только комбинацией нескольких транспортных звеньев, но и комбинацию самих технологических схем: транспортной и бестранспортной, бестранспортной и транспортно-отвальной и пр.

Такой подход позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе классификация систем разработки акад. Н.В. Мельникова (табл. 8.1) по существу представляет собой классификацию технологических схем.

Так как в себестоимости вскрыши наибольший удельный вес занимают транспортные расходы, то на вскрышных работах, в первую очередь, рассматривают возможность применения бестранспортных и транспортно-отвальных технологических схем (комплексов ЭО и ВО по классификации акад. В.В. Ржевского), обеспечивающих перемещение породы в отвалы непосредственно экскаваторами, консольными отвалообразователями или транспортно-отвальными мостами. Если это исключено в связи со значительной мощностью вскрыши, то используют транспортные комплексы ВТО и ЭТО (по классификации акад. В.В. Ржевского) или комбинированные технологические схемы.

Формирование машин комплекса начинают с выбора типа выемочно-погрузочного оборудования, учитывая масштаб горных работ, горнотехнические свойства разрабатываемого массива, горногеологические условия, а в транспортных технологических схемах и расстояние транспортирования. Окончательное решение о структуре комплекса горно-транспортного оборудования принимают на основе технико-экономической оценки. Для выбора конкурентоспособных вариантов могут быть использованы таблицы 8.6-8.8., которые составлены по материалам Л.А. Сорокина и акад. В.В. Ржевского с учетом новых моделей экскаваторов и транспортных средств. Кроме оборудования, выпускаемого в странах СНГ, вполне приемлемы горно-транспортные средства, выпускаемые ведущими мировыми машиностроительными фирмами (приложения 2, 3, 9, 14).

Таблица 8.6. Рациональные сочетания оборудования в бестранспортных и транспортно-отвальных технологических схемах

Мощность, м Годовой объем работ, млн. м3 Технологические схемы
вскрыши залежи бестранспортная транспортно-отвальная
экскавация переэкскавация
До 10–12 До 4–6 1–2 ЭШ-6,5/45у ЭШ-6,5/45у ЭР-1250 + ОШ 1500/105
До 15–25 То же 2,5–3,0 ЭШ-14/50 ЭШ-11/70 ЭШ-6,5/45у ЭШ-11/70 То же
До 40–50 До 10–15 4–7 ЭШ-15/90А ЭВГ -35/65 ЭШ-14/50 ЭШ-11/70 ЭРП-1600 20/24М + ОШ 4500/90 То же
То же То же 6–10 ЭШ-25/100 ЭШ-25/120 ЭШ-15/90А ЭШ-20/65 ЭРП-525ОВС + ОШР 5000/95
То же То же 12–15 ЭШ-65/100 ЭШ-40/85 То же
То же То же То же ЭШ-100/125 ЭРП-6500 20/24М + ОШР 6500/190
До 60–80 До 20–25 30–50 То же

Таблица 8.7. Рациональные сочетания вместимости ковша экскаваторов и мехлопат и грузоподъемности самосвалов

Годовая производительность карьера по горной массе, млн. т. Расстояние транспортирования, км Вместимость ковша экскаватора, м3 Грузоподъемность автосамосвала, т
До 2–5 До 1,5–2,0 2,0–3,5 10–21
До 10–11 До 2,5–3,0 4,0–5,0 25–30
До 18–20 До 3,0–3,5 6,0–9,0 45–65
До 30–40 До 4,5–5,0 10,0–15,0 80–140
Более 30–40 До 7,0–8,0 16,0–25,0 149–190 и более

Таблица 8.8. Рациональные сочетания вместимости ковша экскаваторов и мехлопат и подвижного состава железнодорожного транспорта

Годовая производительность карьера по горной массе, млн.т. Расстояние транспортирования, км Вместимость ковша экскаватора, м3 Локомотив Грузоподъемность думпкара, т
До 20–30 До 8,0–10,0 5-9 EL-1, 2, 6Е, 85, 105
До 40–50 12–14 и более 10–12,5 EL-1, 2, 6Е ПЭ -2М, ОПЭ-1А, ОПЭ-2, ТЭМ-7 105–145
Более 50 16–20 и более 15–20 ПЭ-3Т ОПЭ-1А, ОПЭ-2, ОПЭ-1Б 145, 180

Механическое рыхление предпочтительно при выемке пород скреперами, бульдозерами, одноковшовыми погрузчиками и экскаваторами с вместимостью ковша до 2,5–3,2 м3 на карьерах с годовой производительностью до 5–7 млн. т. Мощность базового тягача зависит от крепости и трещиноватости пород [30].

Тип бурового станка выбирают в зависимости от приня­той модели экскаватора (табл. 8.9). Мощному экскаватору, допускающему повышенную крупность кусков взорванной горной массы, должны соответствовать станки с долотами повышенного диаметра.

Способ отвалообразования обусловлен видом транспорта (раздел 6).

Таблица 8.9

Оптимальные сочетания экскаваторов и буровых станков

Коэффициент крепости пород Модель экскаватора Модель бурового станка Диаметр долота, мм
       
2–6 РС-705-7 2 СБР-160Б-32  
ЭКГ-5А, ЭКГ-5УС СБР-160Б-32  
ЭКГ -8и, ЭКГ-9УС ЭКГ-10Р, ЭКГ-10М СБР-160Б-32 СБШ-160/200-40  
ЭКГ-12,5, ЭКГ-15 СБР-200-50  
ЭКГ-15, ЭКГ-20 СВБК-200-50 190, 219

Продолжение табл. 8.9

       
7–10 РС-705-7 СБШ-160/200-40 161, 215,9
ЭКГ-5А, ЭКГ-5УС 3СБШ-200-60, СБШ-190/250-60 215,9 244,5
ЭКГ -8и, ЭКГ-9УС ЭКГ-10Р, ЭКГ-10М СБШ-250МНА-32, СБШ-250МНА-32КП, СБШ-250/270-60 (РД-10) 269,9 270,0
ЭКГ-12,5, ЭКГ-15 СБШ -320-36 320,0
ЭКГ-15, ЭКГ-20 СБШ -400-55 (проект) СБШ -320-36 320,0 320,0
10–14 РС-705-7 СБШ-190/250-60 215,9
ЭКГ-5А, ЭКГ-5УС СБШ-250МНА-32 СБШ-250МНА-32КП 244,5
ЭКГ -8и, ЭКГ-9УС ЭКГ-10Р, ЭКГ-10М СБШ -320-36 СБШ-250/270-60 (РД-10) 320,0 269,9
ЭКГ-12,5, ЭКГ-15 СБШ -320-36 СБШ -400-55 (проект) 320,0
ЭКГ-15, ЭКГ-20 СБШ -400-55 (проект)  
Более 14 РС-705-7 СБУ-160-32  
ЭКГ-5А, ЭКГ-5УС СБУ-160-32  
ЭКГ -8и, ЭКГ-9УС ЭКГ-10Р, ЭКГ-10М СБШ-250/270-60 (РД-10) СБУ-200-32 269,9
ЭКГ-12,5, ЭКГ-15 СБШ -320-36 320,0
ЭКГ-15, ЭКГ-20 СБШ -400-55 (проект) 320, 393

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: