Типизация оборудования

Обобщенная классификация технологического оборудования

Типизация технологического оборудования и потребность в нем АТП

Разнообразие выполняемых функций и назначения технологического оборудования вызывает необходимость дифференцированного подхода к их применению при решении вопросов механизации процессов ТО и Р на конкретном АТП. Кроме того, мероприятия по механизации процессов ТО и Р представляют собой разноплановую, комплексную задачу, решение которой должно осуществляться в тесной взаимосвязи с существующими на АТП технологическими процессами, особенностями производства, имеющимися производственными площадями и планировками зон, участков, постов и т. д. В связи с этим возникает необходимость разделения технологического оборудования по группам, что позволяет более просто ориентироваться в огромном количестве существующих типов оборудования.

Классификация оборудования предполагает следующие классификационные признаки: по назначению (рис.1.1), по способу размещения оборудования на рабочих местах (рис. 1.2).

Рис.1.1 Классификация технологического оборудования по назначению

Большая часть оборудования используется не систематически, имеет неравномерную загрузку. Оборудование, предназначенное для использования только в одной зоне, составляет около 35% (моечное, смазочное и др.).

Наибольшее число образцов оборудования приходится на участки ТР автомобилей (для кузовных, сварочных, ремонтных и других работ), что обусловлено большим разнообразием операций и работ, выполняемых в процессе ремонта.

Рис.1.2 Классификация технологического оборудования по размещению

Оборудование, предназначенное для использования как в зонах ТО, так и в зоне ТР (подъемники, домкраты, комплекты инструментов и др.), требуется иметь в нескольких экземплярах, чтобы обеспечить возможность выполнения работ в каждой из зон.

Отдельные образцы оборудования (тележки для транспортировки агрегатов и др.), как правило, не закрепляются за постами, зонами и используются по потребности.

Под типизацией оборудования подразумевается его характеристики и группировка по критериям, в наибольшей степени оценивающих и выражающих его качество как средство механизации ТО и Р, отдельных работ, комплексов операций и т.д. Принципы типизации оборудования заключаются в определении этих критериев и оценка по ним образца.

Важнейшими критериями оценки оборудования могут быть следующие:

1. Укрупненное функциональное назначение. Подразумевается обобщенная цель применения оборудования (для повышения производительности труда, качества выполнения операций и др.). По этому критерию оборудование подразделяется на группы следующим образом:

· оборудование, служащее для повышения производительности труда (гайковерты, стенды для демонтажно-монтажных работ, площадочные стенды для проверки установки колес и др.) - 37%;

· оборудование, повышающее качество выполнения работ (подъемники, диагностические приборы и устройства и др.) - 16%;

· оборудование, без которого невозможно либо опасно выполнение работ (комплекты инструментов, компрессорные установки, ванны для проверки радиаторов, камер, токарные, шлифовальные станки и др.) - 34%;

· оборудование комбинированного назначения (моечные установки, диагностические комплексы и стенды и др.) - 13%.

2. Значение для технологии работ. Предполагается возможность полного (линии для мойки автомобилей) либо частичного выполнения работ (специализированные устройства и др.). Оборудование классифицируется следующим образом:

· оборудование, определяющее технологию вида обслуживания или основных работ (моечные установки, конвейеры, диагностические комплексы и др.) - 8%;

· оборудование, определяющее технологию работ поста (комплексы смазочного оборудования, стенды для проверки тормозов и др.) - 6%;

· оборудование, влияющее на технологию выполнения отдельных операций или их комплексов (оборудование для ТО и Р систем питания двигателя, электрооборудования, сварочное, кузнечное и др.) - 86%.

3. Значение для формирования и специализации рабочего места (поста). Относится главным образом базовое оборудование, определяющее конструкцию и оснащение рабочего поста: по работам ТО - моечные установки, подъемники, комплексы смазочного оборудования и др.; по работам ТР, выполняемым на постах - опрокидыватели, подъемники и др.; по работам ТР, выполняемым на участках - электровулканизаторы, некоторые токарные станки, стенды для ремонта агрегатов автомобилей и др., на которых производятся ежедневные работы и за которыми закрепляются исполнители. Большинство стационарного оборудования расположено на участках и не формируют рабочего места, так как используется эпизодически, по мере возникновения потребности.

4. Стоимость. По стоимости оборудование и инструменты распределяются на различные стоимостные группы, причем относительно малая стоимость образцов оборудования свидетельствует о том, что во многих случаях она не является лимитирующим фактором механизации операций.

5. Занимаемая площадь. При ограниченных производственных площадях занимаемая образцом оборудования площадь может стать решающим фактором отказа от его приобретения.

6. Технологическая совместимость с другим оборудованием при выполнении заданных работ, операций типизация по группам работ). Позволяет оценить возможности его удобного расположения при обслуживании или ремонте автомобиля. Этот критерий имеет большое значение для базового оборудования (подъемники и др.) и комплектования образцами в соответствии определенной специализацией поста или линии.

7. Пригодность для выполнения работ на автомобилях различных типов и моделей. Типизация оборудования по критерию пригодности его для использования при ТО и Р показывает, что около 50% образцов являются универсальными (смазочно-заправочное, слесарно-механическое, сварочное, электротехническое и др.), т. е. пригодным для всех моделей и типов автомобилей. Оборудование, специализированное по типам автомобилей, составляет для грузовых автомобилей - 8%, легковых - 11%, автобусов - 5%, комбинированного назначения - 26%.

Большой процент универсального оборудования и комбинированного назначения облегчает возможность его применения на АТП при наличии смешенного парка, сокращает потребность в производственных площадях, способствует разработке и выполнению универсальных производственных процессов, более полной загрузке оборудования. Эти преимущества в большей степени справедливы для АТП небольшой мощности. Для выполнения большой производственной программы необходимо другое, более высокопроизводительное оборудование, специализированное на обслуживании и ремонте отдельных типов автомобилей или на выполнении отдельных работ, операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: