Педагогический процесс – это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Он реально существует как научно обоснованная и развивающаяся система «воспитатель - воспитанник», которая опирается на теорию возрастного развития личности и мастерство педагога.
Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направлен на решение развивающих и образовательных задач. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Ю.К.Бабанский выделял 4 компонента педагогического процесса:
1) целевой компонент,
2) содержательный компонент (смысл),
3) деятельностный компонент (организационно-управленческий) (деятельность педагогов, сотрудничество),
4) результативный.
В каждом из этих компонентов непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового личностного качества. Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность – педагогической системы.
|
|
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Главной характеристикой педагогического процесса является целостность, которая обеспечивается единством образовательных, развивающих, воспитательных задач и наличием определенной учебно-воспитательной программы. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.
Выделяются образовательная, воспитательная, развивающая функции педагогического процесса
Образовательная функция реализуется, прежде всего, в процессе обучения, во внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования.
Воспитательная функция реализуется в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника и отражается в тех изменениях, которые происходят в личности учащегося. Кроме того, воспитательная функция проявляется в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
|
|
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.
Определим основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса.
· Сплочение ученического коллектива и развитие его воспитательных функций;
· Преподавание;
· Организация детского труда;
· Организация внеучебной творческой деятельности по интересам.
Все общие цели и задачи объединяют усилия и действия всех организаторов целостного педагогического процесса, и, в первую очередь, педагогов и родителей. Содержание педагогического процесса заключено в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии, духовного и материального производства, труда, науки и культуры.