Личность обучающегося как субъекта образования и развития

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность в психологии и педагогике —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности

Наиболее характерными признаками личности являются:

· высокий уровень интеллектуального, духовно-нравственного и психического развития,

· способность сознательно управлять собственным поведением в любой жизненной ситуации,

· способность оценивать последствия принятого решения и отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет,

· способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими принципами, целями и задачами,

способность к самосовершенствованию

Развитие личности определяется как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологической, поведенческой, мировоззренческой и других сферах личности, а также результат этих изменений.

Развитие личности имеет внутренние и внешние источники.

•Внутренние условия и источники – физическое и духовное здоровье, обеспечивающее естественный личностный рост и внутреннее стремление развивать себя, в частности потребность в самоактуализации (А.Маслоу).

•Внешние условия и источники – любовь родителей, комплекс взаимоотношений с окружающими людьми, поддержка друзей и требовательность к самому себе. Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1. страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2. несправедливые обвинения, унижения;

3. нервное напряжение, стрессы;

4. одиночество;

5. тотальную неуспешность.

В развитии личности могут наблюдаться разные уровни: интеллектуальный, эмоциональный, нравственно-духовный, культурный, творческий, уровень деловой ответственности и т.д. В совокупности эти и другие показатели дают представление об общем уровне развития личности. При этом колоссальное влияние на развитие личности оказывают круг ценностей, стиль жизни, профессиональные устремления и установки, нравственно-духовные идеалы, т.е. направленность личности.

Развитие личности — сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.

С одной стороны, в процессе развития личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действует и биологический (генетический) фактор - особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены. Данные генетической науки убедительно свидетельствуют о том, что наследственных социальных программ поведения человека не существует; речь может идти лишь о наследственных биологических программах, хранящих информацию о свойствах организма. Наследственные программы включают в себя все общее, что делает человека человеком: расположенность к интенсивной социально жизни, к трудовой деятельности, к задаткам речи и мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: