Источники и факторы формирования содержания образования

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, взятого в целом, еще не определяет содержание образования в современной школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Таковыми являются: наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; реальные возможности процесса обучения, а также потребности личности в образовании.

Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

15. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательный стандарт,типовой план,учебный план,учебные программы, учебники и учебные пособия.

Содержание образования определяется основными государственными документами: учебным планом, учебными программами и учебниками. Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:

• продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

• полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

• распределение предметов по годам обучения;

• количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

• количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

• структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные. В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев), которые разрабатывают свои собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В современных средних и высших учебных заведениях используются типовые программы учебной дисциплины. В отдельных случаях практикуются авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей. Они также включают наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством образования и носят рекомендательный характер.

Авторские программы отличаются логикой построения курса, глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;

собственно СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ -учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ содержат информацию о путях реализации программы, методах, организационных формах, средствах обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов.

Выделяется два способа их построения учебных программ: ЛИНЕЙНЫЙ и КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что к ранее изученному материалу на следующей ступени обучения учащиеся уже не возвращаются. Отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного материала и в тесной связи с ним.

Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углубленным рассмотрением имеющихся между ними связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов.

Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала. Благодаря этому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме учащиеся возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Конкретизация содержания учебных программ находит свое логическое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний в процессе организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.

По форме изложения учебник должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Материал, содержащийся в учебниках и в учебных пособиях, должен отражать изложение научных понятий и идей, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы и особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К таковым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); иллюстративный аппарат и аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, книги для чтения и другие издания. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: