По определению содержание - «определяющая сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета».
Содержание курсовой работы зависит от характера выбранной темы исследования (при лаконичном и четком ограничении аспектов исследуемой области) и может иметь разную направленность. Это может быть теоретическое, теоретико-эмпирическое, эмпирическое исследования, каждое из которых позволит проверить заданную (искомую) гипотезу. Согласно структуре на основе анализа научной и методической литературы:
1. Во введении - «вступительная, начальная часть чего-нибудь» необходимо отразить:
- формулировку проблемы исследования,
- современное состояние изучаемого, исследуемого предмета и его исторический аспект,
- актуальность исследования выбранной педагогической проблемы,
- формулировку цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования
- целесообразность выбора методов и методик исследования рассматриваемой проблемы,
- научную и практическую значимость исследуемой проблемы.
|
|
Цель, где под целью понимается «то, к чему стремятся, что надо осуществить» а также то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы, либо - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
Гипотеза - «научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений», либо гипотеза - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно или «гипотеза - предположение о причине, которая вызывает данное следствие», а также «предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы».
Объект - это психическое явление или феномен, с которым исследователь непосредственно имеет дело или «часть активной реальности, которая на том или ином этапе становится теоретической и практической деятельностью человека как социального субъекта», либо - сфера (область) поиска. Например, объектом психологического исследования может являться образ человека, интеллектуальная сфера личности, мотивационно-нравственная сфера личности и др.
Предмет – это конкретная часть объекта или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который исследуется. Предмет исследования характеризует определённые стороны, свойства объекта, представляющие для исследователя интерес в связи с данной проблемой. Предметом может быть совокупность элементов, связей, отношений в области объекта. Например, предметом исследования может выступать структура и содержание компонентов образа человека, вербальный интеллект подростка, ценностные ориентации студентов и др.
|
|
Задачи исследования предполагают конкретизацию целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п. В работе необходима формулировка задач, которые решаются в ходе исследовательской работы:
- в теоретическом плане - теоретические задачи (ключевые слова: ознакомиться, изучить, рассмотреть, разработать понятийно-терминологическую систему, проанализировать, сопоставить точки зрения, обобщить и т.д.);
- в практическом плане - практические задачи (ключевые слова: подобрать и создать методики, исследовать, разработать, апробировать, проанализировать, выявить особенности, определить условия, сравнить, определить результативность и пр.)
Методы психологического исследования - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей функционирования и развития психики.
2. В теоретической части излагается результат анализа литературы по теме курсовой работы, состояние исследуемой проблемы, обоснование выбранного варианта методов для решения исследуемой проблемы, теоретический материал по предмету исследования. Теоретическая часть курсовой работы не делится на главы. Она содержит 3-4 раздела.
3. Организационно-методическая часть содержит инструментарий исследования, описание и обоснование выборки, сущность и этапы эмпирического исследования или проводимого эксперимента, способы обработки данных эмпирического исследования или эксперимента.
4. Практическая часть содержит описание полученных данных, представленных в табличном, графическом или ином варианте, также результаты математико-статистической обработки данных, а также выводы по проведенному эмпирическому исследованию или эксперименту, позволяющие оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать ее ошибочность. Графический материал и таблицы выполняют иллюстративную функцию и их изъятие из текста работы не должно снижать его информативность.
5. В заключении подводятся итоги теоретического и эмпирического исследования, делаются выводы, содержится оценка результатов исследования, отмечается практическая значимость исследования и даются методические рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность.
6. Библиографический список.
Список использованной литературы включает исследования отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме курсовой работы, расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные.
7. Приложения включают исследовательские материалы, анкеты, таблицы, графики, рисунки, дидактические материалы, иллюстрации, тесты, методические рекомендации, раздаточные и другие материалы. Каждое Приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после библиографического списка) и каждому Приложению присваивается порядковый номер. Объем Приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.