Этапы развития и основная проблематика социологии пола и социологии гендера

  1. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ГЕНДЕРА.

Социологические и социально-психологические теории

Макро и микротеории

Макротеории:

1. Теория социального конфликта

2. Структурный функционализм

Микротеории:

1. Теория социальной драматургии

2. Этнометодология

3. Теория социального конструктивизма

Теория социального конфликта

Работы Дю Буа, К.Маркса, Л. Козера

Общество - это арена неравенства, порождающего конфликты и изменения

В обществе всегда существует конфликт между привилегированными (доминирующими, обладаю-щими властью) и непривилегированными (подчиняющимися) группами. Проблема власти.

Любой конфликт с одной стороны, разрушает, с другой - созидает.

Конфликт - форма развития общества (от себя: даже форма существования, наверное).

Структурно-функциональная парадигма (внесла наибольший вклад в гендерную психологию)

Общество рассматривается как сложная система, отдельные части которой (структуры) работают слаженно для обеспечения единства и стабильности.

Основоположники структурного функционализма: Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Герберт Спенсер, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон.

Дюркгейм

развитие института брака происходило по мере нарастания все большей дифференциации функций между мужчинами и женщинами

По мере развития институт брака женщины отстранялись от участия в войнах и других публичных событиях и сосредотачивали свои жизненные интересы вокруг семьи.

В конечном итоге привело к разделению труда между мужчинами и женщинам ив семье

На основе комплиментарности функций, представленных в виде половых ролей, создается основа-ние для солидарности мужчин и женщин в домашней сфере

Идею комплиментарности развивал Парсонс

Дифференциация по полу рассматривается через призму института семьи и разделения труда между мужчинами и женщинами

Полоролевая теория Т. Парсонса

была долго время методологической основой психологии пола (предка гендерной психологии)

Согласно Парсонсу, существуют четыре основные функции, которые должен выполнять любой со-циальный институт или общество в целом, чтобы обеспечить динамическое равновесие, стабиль-ность и собственное воспроизводство.

1. Адаптация системы к ее социальному окружению

2. Интеграция в более широкие системы

3. Целеполагание

4. Сохранение образцов - средства поддержки общей системы ценностей

Главная функция современной семьи - это сохранение образцов. Семья ответственна за социализа-цию детей и поддержку взрослых, причем роли мужчин и женщин в ней совершенно различны.

Это различие основывается на различиях между инструментальными и экспрессивными функциями.

Инструментальная функция - обеспечивает отношения системы с внешним миром, обеспечивает средства существования семьи как социальной системы

Экспрессивная функция - это поддержание интеграции членов системы, установление моделей от-ношений и регулирование уровня напряженности членов семейного союза

Инструментальная - мужская функция, экспрессивная - чисто женская.

Дифференциация ролей обусловлена биологически.

Такая сегрегация ролей интерпретируется как:

- комплиментарная функциональная система

- как механизм подавления возможного разрушительного для брака и семьи соревнования за власть, статус, престиж

- приводит к согласию и солидарности в семье

Гоша из Москва слезам не верит - выразитель идей Парсонса

Мариам Джонс

Суть экспрессивной роли, исполняемой женщиной, переносится из сферы семьи в другие социаль-ные структуры, особенно связанные с экономикой

Это проявляется в специфике профессиональной деятельности женщин, прослеживается "женском" стиле руководства

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

- Теория социальной драматургии И. Гоффмана

Драматургический интеракционизм И. Гоффмана

И. Гоффман вводит понятие гендерного дисплея. Гендерный дисплей представляет собой многооб-разие проявлений мужского и женского в повседневном взаимодействии, связанных с нормативны-ми предписаниями общества.

Одновременно с этим гендерный дисплей является основным механизмом создания гендера на уровне межличностного взаимодействия.

Гендерный дисплей представляет собой некие культурные коды, по которым собственно и строится взаимодействие между людьми.

Гендерный дисплей это не только совокупность ролей, больше, чем спектакль, игра, представление. Это все, что окружает нас, весь контекст, вся атмосфера взаимодействия.

Гендерный дисплей не выражает биологическую сущность пола, а является именно проявлением данной культуры (поскольку в каждой культуре или даже в каждой социальной группе он может проявляться по-разному).

Гендерный дисплей начинает действовать и воспроизводиться с самого раннего детства, с рождения человека и представляет сущность не только культуры, но и сущность самого человека.

Гендерный дисплей является необходимым условием эффективного общения, поскольку, во-первых, создает базовое доверие к тому, с кем происходит взаимодействие...

По мнению Гоффмана, гендерный дисплей предваряет и заканчивает коммуникацию, то есть служит прелюдией, вступлением к выполнению какой-либо конкретной деятельности. а также служит обо-значением ее окончания.

Итак, гендерный дисплей является:

1. Нормативным регулятором взаимодействия

2. Моделью поведения мужчин и женщин в определенных ситуациях (закрепляется в ролях и стереотипах)

3. Оптимизирует коммуникацию

4. Служит источником гендерной идентичности

5. Выражает особенности культуры на уровне межличностных отношений.

- Этнометодология Гарфинкеля

Этнометодология анализирует повседневное взаимодействие.

Вопрос ставится о том, как осуществляется взаимодействие самими людьми.

Этнометодология пытается открыть внутренние закономерности и механизмы взаимодействия.

Эксперименты с нарушением привычного порядка

Крестики-нолики, вместо ноликов оппонент начинает котиков рисовать.

Это удивляет.

Более тяжелые последствия: договорился со студентами.

Студент играл роль человека, который снимает угол в квартире (хотя она своя родная).

Бабушке говорит: Здравствуйте, Марьиванна, можно мне пройти, не помешаю ли я Вам?

Стабильно завершалось тем, что вызывали бригаду скорой.

Случай с Агнесс.

Мальчик рос-рос, а в 16 лет понял, что он девочка.

Даже после операции долго пришлось стараться, чтобы окружающие трактовали общение с ним как женщиной.

Мы можем просто назвать невербаликой, здесь - гендерный дисплей.

Гоффман: это снаружи идет все. Гарфинкель - еще и изнутри.

- Теория социального конструктивизма Бергера и Лукмана

Социальное конструирование реальности 1966

Основная идея заключается в том, что социальная реальность существует в двух ипостасях одновре-менно - она и объективна, и субъективна

Человек выступает как активный творец реальности.

(от себя: слово вращивание неудачное значит, предполагается, что человек чем-то ограничен, надо подумать).

Гендер конструируется во взаимодействии с другими людьми.

Феминистские конструктивисты Зиммерман и Уэст

Гендерный дисплей пронизывает взаимодействие на вех уровнях. В частности, такая всепроникае-мость гендера связана с дискурсивным строением речи.

Грамматические формы родов закрепляют особенности проявления мужественности и женственно-сти и создают базовую основу использования гендера в контексте взаимодействия.

Поведение, не укладывающееся в созданный обществом гендерный дисплей, подвергается осужде-нию.

С другой стороны, именно систематическое нарушение дисплея может приводить к расширению рамок его проявления или же к смене дисплея.

Именно так происходит изменение гендерных стереотипов и моделей поведения в определенных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: