Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Детская агрессия является одной из самых сложных и актуальных проблем для современного общества. Каждый по-разному ведет себя в различных жизненных ситуациях и довольно часто, с некоторой долей агрессии. Степень проявления агрессивного поведения может зависеть от различных факторов: пола, возраста, типа семейного воспитания, типа темперамента и т.д. Поэтому важно своевременно выявить причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и учитывать эти причины в практике воспитания и развития.

В наше время появляется все больше примеров возрастания агрессивного поведения, как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась маскулинным качеством и ее исследования проводились на мужских выборках. Однако в современном обществе развивается и женская агрессия. Поэтому данное качество необходимо изучать в поведении представителей обоих полов. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

Объект исследования проявления агрессии в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования являются гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

Гипотеза: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

2. Эмпирически выявить гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д.Б., Рубинштейн С.Я., Выготского Л.С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А.

В исследовании использовались два уровня взаимосвязанных методов:

1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение литературных первоисточников;

2) эмпирические: психодиагностический метод, в ходе реализации которого использовались следующие методики: опросник Басса-Дарки и методика «Рисунок несуществующего животного» (С.Л. Колосова).

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы родителями и педагогами для предотвращения агрессивного поведения школьников.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 35 г. Улан-Удэ. Всего в исследовании принимали участие 40 школьников: 20 девочек и 20 мальчиков.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии

Современная психологическая наука различает понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность, обычно, рассматривается как относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессия, в свою очередь, рассматривается как отдельные поступки, действия.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что в переводе означает «нападение», «приступ». Термин «агрессия» издавна бытует в различных языках, однако, значение этому понятию придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

А. Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Л. Берковиц считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Для нашего исследования необходимо рассмотреть основные подходы к изучению агрессии и агрессивности.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с психоаналитическим подходом, а именно с Зигмундом Фрейдом, который рассматривал агрессию как инстинктивное поведение. Согласно этому подходу агрессивное поведение возникает, потому что человеческие чувства генетически запрограммированы на такие действия.

В работе «Я и Оно», а также в других трудах он выделяет два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и инстинкт смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Из гипотезы влечения к смерти следует, что агрессия не является реакцией на раздражение, а представляет из себя импульс, вызванный самой природой человека. Фрейд утверждал, что агрессия является результатом взаимодействия двух этих инстинктов, так как между ними происходит постоянное напряжение.

Дочь Зигмунда Фрейда – Анна, продолжала его идеи и уделяла большое внимание проблеме детской агрессии. Она описала различные формы детской агрессивности. Для детей в возрасте до двух лет характерна оральная агрессивность. В этот период происходит моторно-аффективный процесс отвода инстинктивных побуждений. Агрессивные проявления исчезают сами по себе в процессе развития сознания.

На анально-садистской стадии развития встречается больший всплеск агрессивности. Усмирение агрессивности происходит посредством слияния с либидо. Если агрессия ребенка не может проявиться в полной мере, то она направляется обратно на собственное тело и на доступные для него предметы: ребенок бьется головой об стену и т.д.

Фаллическая стадия характеризуется бурным развитием агрессии, и утрирование такого поведения может выступать в виде приступов ярости, которые на самом деле являются приступами страха. Такие состояния устраняются при помощи избегания ситуаций, вызывающих страх, либо при аналитической работе, т.е. разрешение причины страха.

Этологический подход нашел свое отражение в работах К. Лоренца. Подход К. Лоренца схож с позицией З. Фрейда, который придерживался эволюционного подхода к агрессии. Согласно К. Лоренцу, агрессия вытекает из врожденного инстинкта борьбы за выживание и присутствует у всех живых существ. Агрессивная энергия может накапливаться в организме постоянно, в течение длительного времени.

Многие авторы осуждают этологическую теорию агрессии, так как доводы данной концепции основывались на наблюдениях за поведением животных, рассматривая ее как неприемлемую для объяснения агрессии человека в силу того, что имеются качественные различия между психикой человека и животных.

Фрустрационная теория агрессии была предложена Д. Доллардом и его коллегами в 1939. Фрустрационная теория рассматривает агрессивное поведение не как эволюционный процесс, а как ситуативный. Агрессия – это реакция на фрустрацию, а не проявление автоматически возникающих в организме влечений. Фрустрация - (от лат. frustratio – обман, неудача), психологическое состояние, которое возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Может проявляться в гнетущем напряжении, в тревожности и чувстве безвыходности.

Основные положения фрустрационной теории:

- Агрессия всегда является результатом фрустрации.

- Фрустрация всегда приводит к агрессии.

Позднее на основе фрустрационной теории агрессии С. Розенцвейг создал психодиагностическую методику, направленную на диагностику агрессивного поведения в ситуации фрустрации.

Л. Берковиц также являлся сторонником фрустрационной теории, и он ввел новую переменную, которая характеризует возможные переживания, возникающие в результате фрустрации – гнев, как эмоциональную реакцию на раздражитель. Так же он понимал, что агрессия в определенных условиях может подавляться, т.к. она не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию.

В концептуальную схему «фрустрация - агрессия» Л. Берковиц ввел три существенные поправки:

1) фрустрация стимулирует готовность к агрессивным действиям, но не всегда реализуется в них;

2) агрессия не может возникнуть без определенных условий;

3) выход из фрустрирующей ситуации при помощи агрессивных действий формирует у индивида привычку к подобным действиям в дальнейшем.

Фрустрация личности характеризуется комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль. К примеру: уход, сопровождающийся агрессивным действием (уходя, громко закрыть дверь).

Теория социального научения (бихевиоральная модель) была предложена А. Бандурой, она направлена на объяснение усвоения, провоцирования и регуляции агрессивного поведения.

Таблица 1

Теория социального научения А. Бандуры

Агрессия, приобретаемая посредством: - Биологических факторов (НС, гормоны) - Научения (непосредственный опыт, наблюдение)
Агрессия провоцируется: - Побудительными мотивами (деньги, власть) - Эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями) - Неприемлемым обращением (нападки, фрустрация) - Воздействием шаблонов (внимание, возбуждение) - Инструкциями (приказы)
Агрессия регулируется: - Механизмами саморегуляции (гордость, вина) - Викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других) - Внешним поощрением и наказанием (материальное вознаграждение, неприятные последствия)

С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, при которых они закрепляются.

Наиболее известный последователь теории социального научения – подход Арнольда Басса, определяющий фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения.

А. Басс описывал агрессивные действия при помощи трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Возможные комбинации этих шкал образуют восемь категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий.

Таблица 2

Категории агрессии по Бассу

Тип агрессии Примеры
Физическая - активная - прямая Избиение, нанесение другому человеку ударов холодным оружием, или ранение с помощью огнестрельного оружия.
Физическая - активная - непрямая Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
Физическая - пассивная - прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.
Физическая -пассивная - непрямая Отказ от выполнения необходимых действий.
Вербальная - активная - прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Вербальная - активная - непрямая Распространение клеветы и сплетен о другом человеке.
Вербальная - пассивная - прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная -пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Таким образом, агрессивное поведение так же можно назвать враждебным, т.е. приносящее вред другим людям.

В настоящее время существует 4 подхода к изучению агрессивного поведения:

1) психоаналитический (агрессия как инстинктивное поведение);

2) этологический (агрессия как результат борьбы за выживание);

3) фрустрационный (агрессия как реакция на фрустрацию);

4) бихевиоральная модель (объяснение усвоения, провокация и регуляция агрессивного поведения).

1.2. Младший школьный возраст как объект психологического исследования

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, особенности взаимоотношений в семье. Несомненно, если в семье неблагополучные взаимоотношения, то у ребенка не только занижена самооценка, но и проявляется агрессивное поведение. Ведь основной причиной детской агрессивности является именно семья. Формированию детской агрессивности способствует поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления, а так же безразличие взрослых, устранение от общения с ребенком, властность, враждебность к ребенку.

У младших школьников агрессия не зрелая и носит иногда безпричинный характер. В младшем школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Агрессивные проявления ребёнка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сёстрам. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых.

Стоит заметить, что к агрессивному поведению могут привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуации, в которой он находится. Важной представляется проблема связи агрессивности в младшем школьном возрасте с подобными тенденциями в более позднем возрасте. Также агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева; особенно это проявляется в рассматриваемом нами возрасте (7-11 лет), когда эмоциональная сфера еще не устойчива.

К.С. Шалагинова в процессе изучения агрессии в младшем школьном возрасте выделила 9 причин такого поведения:

1) Агрессия – естественная реакция на принижение достоинства ребенка (издевательства, насмешки). В этом случае подобное поведение ребенка вынужденно и не может являться устойчивой чертой характера. Проявляя агрессию школьник защищается и при устранении причин исчезает агрессивность.

2) Агрессия может возникнуть при следующих обстоятельствах: подавление взрослыми инициативы ребенка, ограничение свободы, чрезмерная опека, лишение самостоятельности. Агрессивная реакция у ребенка возникает при попытке отстоять себя, свое мнение, свои права. Такая ситуация искореняется при правильном индивидуальном подходе к ребенку и при выяснении причин.

3) Агрессия как черта характера – ярко выраженная направленность на других (экстраверсия). Ребенку следует выплеснуть свои эмоции, переживания, чувства на других людей. Когда люди игнорируют ребенка, то такая реакция может приобрести форму приставания. В таком случае снизить уровень агрессии поможет только медицинское вмешательство.

4) Агрессия как проявление Эдипова комплекса, т.е. ребенок направляет свою агрессию на взрослого одного пола с ребенком. Такие проявления редки, однако достаточно сильны и мало контролируемы. Во избежание подобных ситуаций ребенка следует направить на психиатрическую консультацию.

5) Следующей причиной проявления агрессии является соперничество между детьми (в семье, во дворе, в школе). Это самая распространённая причина, которая без труда корректируется при правильном выявлении причин, повлекших такое поведение.

6) Агрессия как проявление комплекса неполноценности – стремление доказать свою самостоятельность. Дети с ограниченными возможностями (интеллектуально неразвиты, эмоционально глухие и безразличны ко всему) более склонны к вспышкам такого агрессивного поведения. Именно эти дети изводят весь класс и стоят на грани исключения из школы. Работа с данной категорией детей помимо осторожности требует быстроты и решительности действий.

7) Агрессия как результат фрустрации, возникающей в ситуации разочарования, может проявляться в гнетущем напряжении, в тревожности и чувстве безвыходности. Агрессивного ребенка раздражают веселые, удачливые дети и агрессор пытается отомстить им за все свои неудачи. Фрустрированные дети постоянно творят мелкие пакости.

8) Одной из не менее важных причин проявления агрессии рассматривается отрицательное влияние стилей семейного воспитания. Многим известно, что ребенку очень важны эмоциональные отношения между членами семьи. Большое влияние на поведение ребенка оказывают модели поведения самих родителей. Для устранения агрессивного поведения своих детей родителям необходимо пересмотреть собственное поведение, а так же изменить модель воспитания и воздействия на ребенка.

9) Возбудителем агрессивного поведения так же может являться наказание. Ученными выяснено, что наказание может способствовать не только подавлению агрессии, но в большей мере наказание стимулирует к проявлению агрессии, включая овладение формами агрессивных действий. Наказывающий наглядно демонстрирует ребенку новый вид проявления агрессивного поведения.

Следовательно, существует не мало причин агрессивного поведения, среди которых выделяют: принижение достоинства ребенка, подавление его инициативы, фрустрация, комплекс неполноценности, но главной причиной, несомненно, является семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на агрессивность детей младшего школьного возраста действуют разные типы факторов как биологические, так и социальные (особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а также примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками, телевиденьем и компьютерными играми.

1.3. Фактор гендера в аспекте проявления агрессии в младшем школьном возрасте

Гендерные различия психологи начали изучать еще в XIX веке и до сих пор продолжают изучать.

Э. Маккоби и К. Джеклин выделяли 4 психологических отличия между мужчинами и женщинами:

- Способности к ориентации в пространстве;

- Математические способности;

- Речевые навыки;

- Агрессивность.

Формирование личности у мальчиков и девочек имеет свои особенности, которые касаются всех сфер психической деятельности, но в большей мере – интеллектуальной и эмоциональной.

У мальчиков в большей мере выражена способность к абстрагированию, их круг интересов более широк и различен, в отличие от девочек. Однако мальчики чаще бывают беспомощны, чем их сверстницы при решении некоторых практических задач, которые могут быть связанны с повседневной жизнью. В словестно-речевой деятельности девочки во многом превосходят мальчиков, у них сильнее выражены такие чувства, как сострадание и сопереживание. Так же для девочек важнее мнение других людей, они более чувствительны к критике и насмешкам по поводу своей внешности. Кроме всего этого девочки и мальчики различаются и в оценке своих психических качеств. Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девочки же, в свою очередь, не стесняются показать свою слабость.

Л.М. Семенюк (1998) выявила как различия, так и сходства в проявлении различных форм агрессии мальчиками и девочками на определенных возрастных этапах. Так, 10-11 летние мальчики в большей степени проявляют физическую агрессию (70 и 30). К 12-13 годам эти данные составляют отношение 59 к 38, а в 14-15 лет значения между ними практически равны - мальчики - 61, девочки - 59.

У мужчин и женщин различия в проявлении агрессии могут быть связанны лишь с формами проявления агрессии. Исходя из данных, полученных в исследованиях Р. Бэрона и Д. Ричардсона можно сделать вывод о том, что мужчины в большей мере склонны прибегать к прямой физической агрессии, то есть с применением силы. А женщины, в отличие от мужчин, скрывают свои чувства и переживания, и более склонны к проявлению вербальной и косвенной форме агрессии.

Для женщин агрессия это освобождение от эмоционального напряжения при гневе. Мужчины же относятся к агрессии, как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Различия в проявлении агрессии можно разглядеть на примере, когда мужчина и женщина занимают руководящую должность в какой-нибудь фирме. Мужчина-начальник дабы почувствовать власть над своими подчиненными будет срывать на них гнев, чтобы показать, какой он сильный. Женщина - руководитель, будет показывать свое недовольство, только для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние. Этот пример подтверждает, что мужчины и женщины различаются установками относительно проявления агрессии. Мужчина может проявлять прямую агрессию не испытывая чувства вины и не задумываясь о последствиях такого поведения. Женщина, в свою очередь, более четко оценивает ситуацию и, проявляя косвенную агрессию, «высвобождает» свою энергию на другом объекте.

Таким образом, женщин и мужчины в одинаковой мере склонны к агрессивному поведению, но отличаются друг от друга относительно проявлением такого поведения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, можно сделать следующие выводы, объясняющие природу агрессии:

- проявление агрессии объясняют биологические, психологические и социальные факторы;

- в ходе борьбы за выживание, агрессивность может быть нормальной реакцией индивидуума, свидетельствующая о развитии личности;

- к росту агрессивности может вести фрустрация человека и его общение с людьми.

Существуют гендерные особенности проявления агрессии. Различия, которые проявляют мужчины и женщины в агрессивном поведении, связаны с формами ее проявления. Особи мужского пола склонны прибегать к открытой физической агрессии, а особи женского пола склонны к вербальной и косвенной агрессии.

Агрессия у учащихся младшего школьного возраста возникает не на пустом месте, её развитию способствуют следующие причины:

1) Агрессия как естественная реакция на унижение;

2) Агрессия как следствие ограничения свободы;

3) Агрессия как ярко выраженная направленность на других;

4) Агрессия как проявление соперничества между подростками;

5) Агрессия как проявление комплекса неполноценности;

6) Агрессия как результат депривации и фрустрации;

7) Агрессия как результат негативного влияния семейного воспитания.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация и методы исследования

Целью эмпирического исследования являлось выявление гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

Задачи эмпирического исследования:

1. Определить параметры и методики эмпирического исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

2. Выявить уровень агрессии у детей младшего школьного возраста;

3. Провести математическую обработку полученных данных.

4. Обобщить результаты эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:

1 этап подготовительный – выбор темы, подбор литературы, и т.д., закончившийся выдвижением гипотезы к предстоящему исследованию.

2 этап – основной. На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик, произведен сбор данных и проанализированы данные, полученные в ходе исследования.

Для решения задач эмпирического исследования были определены параметры и использованы следующие методики: проективная методика - «Рисунок несуществующего животного» и опросник Басса-Дарки.

В выборе психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста предпочтительнее оказалась проективная методика «Рисунок несуществующего животного», что связанно с возрастными особенностями исследуемой группы школьников.

Методика «Рисунок несуществующего животного» (С.Л. Колосова) помогает уровень агрессии у детей младшего школьного возраста. Ребенку предлагается нарисовать придуманное им самим животное, и которое до него было никому не известно. После того, как ребенок выполнит это задание, нужно расспросить у него о том существе, которое получилось. Испытуемый неосознанно соотносит себя с рисунком, перенося на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.

Стремление рисовать присуще детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии наглядно – образного мышления и стремлении выразить себя. Интерпретация рисунков помогает лучше понять особенности темперамента ребенка, его увлечения, а так же внутренние переживания. Преобладание темных тонов в рисунках символизирует подавленное состояние ребенка, отсутствие жизнерадостности, не малое количество страхов, с которыми дите не в состоянии справится.

Серые и коричневые тона в своих изображениях чаще используют напряженные и конфликтные дети. Если ребенок рисует смазано или с большим количеством отчетливых или пересекающихся линий, то это свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности. Истеричные дети всегда рисуют себя в центре группы, все зависимости от своего положения.

Агрессивные тенденции можно увидеть в следующих деталях: при рисовании глаз ребенок изображает пустые глазницы; оскал, с выделенными зубами; агрессивная позиция животного («шерсть дыбом»); перечеркнутая или деформированная фигура; клыки, рога, шипы.

Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено.

Так же, для выявления уровня агрессивности психологи наиболее часто используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Данная методика предназначена для исследования уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностных контактах. Указанная методика часто используется в различных исследованиях, которые и подтверждают ее валидность и надежность.

Методика представлена как самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения. Она включает в себя 75 пунктов и 8 шкал: «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Непрямая агрессия», «Обидчивость», «Раздражительность»», «Физическая агрессия», «Подозрительность», «Чувство вины». Суммарные показатели шкал (1;2;3): 3 - индекс агрессивности; (6;7): 2 - индекс враждебности.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие 8 видов реакций:

- Физическая агрессия (Фа) – использование физической силы против другого лица.

- Косвенная (Ка) – агрессия, направленная обходным путем на другое лицо или ни на кого не направленная.

- Раздражение (Р) – готовность к проявлению негативных чувств, даже при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- Негативизм (Н) – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил.

- Обида (О) – зависть и ненависть к окружающим, как за действительные, так и за вымышленные действия.

- Подозрительность (П) – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия (Ва) – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов(обвинения, угрозы).

- Чувство вины (Чв) – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении вопросника авторы использовали следующие принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником уровня агрессивности следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В данном случае это проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

При анализе полученных результатов были реализованы методы математической и качественной обработки данных.

Для математической обработки данных нами был использован t-критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

В процессе изучения вопроса о гендерных особенностях проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста нами были сформулированы следующие статистические гипотезы:

3 этап – заключительный. Формирование выводов, оформление курсового проекта.

Экспериментом был охвачено 40 человек из учащихся 4х классов МАОУ СОШ № 35 города Улан-Удэ, 20 мальчиков и 20 девочек в возрасте 9-10 лет.

В процессе изучения вопроса о влиянии стиля семейного воспитания на формирование агрессии детей нами были сформулированы следующие статистические гипотезы:

Н0: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии младшими школьниками.

Н1: тип гендерной идентичности не влияет на уровень проявления агрессии младшими школьниками.

Таким образом, организация и методы эмпирической части релевантны цели и задачам исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста.

2.2. Результаты эмпирического исследования

Параграф направлен на презентацию результатов эмпирического исследования гендерных особенностей проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения методики «Рисунок несуществующего животного» представлены в приложении 2. Процентное распределение испытуемых по уровням проявления агрессии представлено на рисунке 1 и на рисунке 2.

Рис. 1. Процентное распределение испытуемых-мальчиков по уровням проявления агрессии

Рис. 2. Процентное распределение испытуемых-девочек по уровням проявления агрессии

Из приведенных в диаграмме показателей можно сделать вывод, что у мальчиков преобладает высокий уровень агрессии (40%),вторым идет средний уровень (35%), и третьим низкий уровень агрессии (25%). У девочек же преобладает низкий уровень агрессии, который составляет 45%, вторым идет средний уровень – 35%, и у 20% девочек обнаружен высокий уровень агрессии.

- низкий уровень агрессии имеют 5 мальчика и 9 девочек. Проанализируем некоторые рисунки детей с низким уровнем агрессии. Рисунок девочки № 22: изображена корова с крыльями, не угрожающее название – Муля, рисунок расположен в центре листа, присущ сверхсильный нажим, отсутствуют когти, клыки, на рисунке присутствуют рога и изображены пустые глазницы. Рисунок мальчика № 1: ребенок изобразил крупную рыбу, с головой собаки и назвал ее – Вася, присуща некая неаккуратность рисунка с не прорисованными деталями. Рисунок мальчика № 6 среднего размера, на котором изображен Вилли - это слон с головой кошки и хвостом крысы, отсутствуют рога, клыки, когти, некоторые детали сильно прорисованы.

В качестве примера приведем описание рисунков испытуемых с низким уровнем агрессии: «Летающая корова. Ее зовут Муля. Она боится волков. У нее много друзей»; «Вилли. Он ест рыбу и капусту, у него добрые друзья. Он боится собак и львов»; «Пинки. Питается травой и семенами, хороший. У него нет друзей. Боится темноты и пауков».

Поведение детей с низким уровнем характеризуется отсутствием агрессии в привычных и безопасных ситуациях; для них характерно адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты, сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху, а также отсутствие деструктивности.

- средний уровень агрессии присущ 7 мальчикам и 7 девочкам. Поведение учащихся характеризуется умеренным проявлением агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности), неадекватным использованием агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности.

Разберем некоторые рисунки детей, которым присущ средний уровень агрессии. Рисунок девочки № 24: практически на всей поверхности листа изображена заштрихованная рыба с лицом человека и хоботом слона, которую зовут Кариб, присутствует чешуя, а также была замечена неаккуратность рисунка с сильным нажимом карандаша.

Дети со средним показателем агрессии описывают свои рисунки так: «Крокозяба. Она есть листья и живет на деревьях. Она ломает ветки деревьев. У нее есть враги, но она их не боится. Она самая умная на свете»; «Камора. Любит кушать свиней, коров и все что попадется. У нее нет друзей. Ее любимое занятие пугать людей».

- высокий уровень агрессии выявлен у 8 мальчиков и у 4 девочек.

Поведение характеризуется частыми или сильными агрессивными реакциями, сопровождающимися разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим. Данное поведение неадекватно ситуации, оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека. Проанализировав рисунки, было выявлено, что все дети при изображении несуществующего животного нарисовали либо клыки, либо зубы, шипы, рога или копыта с угрожающими названиями. Для примера возьмем рисунок девочки № 28.

Испытуемый изобразил курицу с головой свиньи, кроме клыков и когтей ребенок изобразил острые иглы на шерсти курицы, также можно отметить, что рисунок маленького размера и изображен в нижней части листа. В рисунке мальчика № 8 так же присутствует угрожающее название – Рогоног. Школьник изобразила голову черта, из которой прорастают 2 руки и 4 ноги с копытами. На голове ребенок изобразил рога и открытый рот, с большим количеством зубов. В руках у Рогонога был изображен нож. На рисунке мальчика № 12 школьник не аккуратно изобразил голову крысы, тело ежа с иголками и на четырех лапах присутствовали длинные и острые когти, также можно отметить, что все детали прорисованы с сильным нажимом карандаша.

Дети с высоким уровнем агрессии описывали свои рисунки так: «Челошадь. У нее нет друзей, обычно она прячется от всех. Она очень любит кушать коров и коз, которых ворует на лугу ночью». «Свинокур. Живет в яме, у него нет врагов. Любимое занятие – спать. У него нет друзей, потому что все боятся его большие зубы». «Пегас. Он красивый. Он кушает только вещи плохих людей. У него нет друзей. Он живет на луне один. У него есть большой рог».

При подсчете показателей мы обратились к методам математической обработки статистических данных, применяя t-критерий Стьюдента. При помощи программы SPSS мы произвели расчеты, где высчитали средние показатели.

Сравним группу мальчиков и группу девочек по индексу агрессии.

Среднее по агрессии: мальчики – 17,4; девочки – 13,3.

Полученное эмпирическое значение t (1.7) находится в зоне незначимости. Это говорит о том, что значительных различий между мальчиками и девочками по данному критерию не найдено.

Следующий этап исследования проводился по методике Басса-Дарки (табл. 3 и 4), также результаты по методике можно просмотреть в приложении 4.

Таблица 3

Среднее значение по шкалам, полученное по методике

Басса-Дарки (мальчики)

Фа Ка Р Н О П Ва Чв
4,3 4,6   2,8 4,1 6,2 7,4 6,05

Таблица 4

Среднее значение по шкалам, полученное по методике

Басса-Дарки (девочки)

Фа Ка Р Н О П Ва Чв
3,4 5,2 4,2 2,5 3,9 5,4 5,4 5,85

С использованием t-критерия Стьюдента произведем сравнительный анализ средних показателей девочек и мальчиков, полученных по результатам методики Басса-Дарки.

Физическая агрессия. t = 2,026; Р = 0,05 значение критерия находится в зоне неопределенности, можно предположить, что у мальчиков преобладает физическая агрессия.

Вербальная агрессия. t = 2, 693; Р = 0,01 значение критерия находится в зоне значимости, это свидетельствует о том, что вербальная агрессия преобладает у мальчиков.

Косвенная агрессия. t = -1,095; Р = 0,282 различия не значимы, косвенная агрессия одинаково выражена как у мальчиков так и у девочек.

Данные полученные по шкалам индекс враждебности и индекс агрессивности представлены в приложении 5.

Индекс враждебности способствует развитию отрицательных качеств и негативных оценок людей и событий. Включает в себя шкалы 5-обида и 6-подозрительность.

Индекс агрессивности - проявление негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически. Включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Среднее по индексу агрессивности: мальчики - 16,7; девочки – 13.

С помощью t критерия Стьютенда проверим значимость этих различий. Полученное эмпирическое значение t - 2,5 находится в зоне неопределенности. Следовательно, это не позволяет нам утверждать о достоверных различиях в уровне агрессивности между мальчиками и девочками.

Среднее по индексу враждебности: мальчики- 10,3; девочки – 9,3.

Аналогичная проверка c помощью t критерия Стьютенда индекса враждебности не дала значимых различий, уровень враждебности у мальчиков и девочек различается не существенно.

Проанализировав показатели всех участников можно сделать вывод, что по первому показателю враждебность 50% мальчиков и 30% девочек имеют высокие оценки, что свидетельствует о выраженности данной реакции. У всех остальных школьников результаты не превышают норму (7+ - 3).

По второму показателю - агрессивность лишь один испытуемый под номером 18 имеет результат превышающий норму, это говорит о повышенной агрессивности. Остальные испытуемые имеют величину индекса не превышающую норму (т.е. 21+-4).

Из числа девочек, проходивших методики у № 23, 24, 34, 35, 36 и мальчиков №7 величина индекса агрессивности очень низкая, что говорит о низкой частоте выражения негативных чувств.

Обобщая полученные в ходе исследования данные можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессия во всевозможных ее проявлениях присуща большинству школьников, но в основном показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Во второй половине нашего эмпирического исследования на этапе сбора информации были проведены: проективная методика «Рисунок несуществующего животного», и опросник уровня агрессивности Басса-Дарки. Далее был произведен анализ полученных данных и описаны результаты по данным методикам.

По результатам проведенного исследования, гипотеза Н0: тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста – отвергается. Н1: тип гендерной идентичности не влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста - принимается.

Таким образом, подводя итог нашего исследования, было выявлено, что у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте не существует статистически значимых различий в проявлении агрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Агрессия является одним из самых распространённых феноменов современного общества, к которому прибегают почти все.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил уточнить основной тезаурус. В нашей работе под агрессией понимается любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим, а агрессивность рассматривается как относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессивные действия начинаются проявляться у младших школьников под влиянием различных факторов. В качестве таких факторов может выступать: влияние семьи и сверстников (неблагополучные отношения родителей в семье – ссоры, крики, скандалы). Дети, видя такое поведение вокруг себя, тоже начинают проявлять агрессию к окружающим людям. Они учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений, так же как и путём наблюдения агрессивных действий.

Телевидение и другие средства массовой информации (передачи, заметки в газетах и журналах про преступную деятельность и криминальные хроники, а также фильмы с элементами жестокости). И хотя с сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», каждый родитель самостоятельно решает можно ли смотреть детям такие передачи и фильмы, и чаще всего разрешает это им делать.

В нашей курсовой работе «Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста», агрессия была рассмотрена с разных сторон: анализ литературы по данной проблеме показал, что существует множество подходов к изучению агрессии.

Нами были рассмотрены лишь некоторые из них:

1. Психоаналитический подход;

2. Этологический подход;

3. Фрустрационная теория агрессии;

4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В результате проведенного исследования младших школьников нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессия в различных ее проявлениях так или иначе присуща детям и находится, как правило, в допустимых пределах нормы. Таким образом, мальчики и девочки в одинаковой мере склонны к агрессивному поведению, но отличаются друг от друга относительно проявлением такого поведения.

Исходя из данных, полученных в ходе проведения методик Басса - Дарки на определения уровня агрессивности нами было выявлено, что мальчикам присуще проявление вербальной и физической агрессии, а девочкам характерно проявление косвенной агрессии направленным в обходным путем на другое лицо или ни на кого не направленная.

По результатам проективной методики «Рисунок несуществующего животного», мы выяснили, что различий в проявлении агрессии у младших школьников нет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что тип гендерной идентичности влияет на уровень проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста – отвергается.

Поставленная цель исследования достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 812 с.

2. Алфимова М.Б. Психогенетика. - СПб.: Питер, 2009. - 418 с.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: Эксмо - пресс, 2007. – 512с.

4. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: учебное пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.

6. Большая энциклопедия психологических тестов /Сост. Карелин А.А. М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2011. — 352 с.

8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2005. – 241 с.

9. Вачков И. Как работать с агрессией // Школьный психолог. - 2007. -№18 – 25 с.

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2009. – 544 с.

11. Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «я» у подростков.// Вопросы психологии. - №3 – 2009. - 54 с.

12. Каширская И.К. Социально–психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации. - СПб.: Питер, 2003. – 262 с.

13. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям: учебное пособие – СПб.: Питер, 2010. – 258 с.

14. Клецина И.С. Психология гендерных отношений – СПБ.: Алетейя, 2009. – 408 с.

15. Козырева Е.В. Влияние маскулинности – фемининности на проявление ауто– и гетероагрессии. - СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 302 с.

16. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 51 с.

17. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности: учебное пособие – СПб.: Алетейя, 2005. – 217 с.

18. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с.

19. Кэмпбелл Р. Как управляться с гневом ребенка – СПб.: Мирт, 2006. – 197 с.

20. Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс, 2011. – 269 с.

21. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-Центр, 2008. – 181 с

22. Паренс Г.А. Агрессия наших детей – М.: Форум, 2007. – 152 с.

23. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К.В. – Мн.; М.: Харвест АСТ, 2010. - 429 с.

24. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. – 416 с.

25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Флинт, 2008. – 96 с.

26. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков// Актуальные проблемы деятельности психологов. – 2009. - №3. - С.15.

27. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 2003. - 144 с.

28. Фурманов, И. А.Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.: Литера, 2010. – 296с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Методика «Несуществующее животное»

Данная методика разработана С.Л. Колосовой. Ребенку необходимо придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено.

Показатели агрессивности Балл  
  Угрожающее название 0,1,2  
  Одинокий 0,1,2  
  Рисунок расположен в нижней части 0,1,2  
  Большое количество зубов 0,1,2  
  Рот с зубами и клыками, клюв 0,1,2  
  Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый 0,1,2  
  Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые 0,1,2  
  Хвост повернут влево, вниз 0,1,2  
  Затемнение линий контура, штриховка 0,1,2  
  Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя 0,1,2  
  Голова обращена влево или анфас 0,1,2  
  Крупное изображение 0,1,2  
  Неаккуратность рисунка 0,1,2  
  Сверхсильный нажим 0,1,2  
  Острые ногти, острые рога, острые наросты 0,1,2  
  Реально существующие 0,1,2  
  Оружие, режущее, колющее или рубящее 0,1,2  
  Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедания жертв 0,1,2  
  Описание образа жизни: любимое или обычное занятие: ломает деревья 0,1,2  
  Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи 0,1,2  

Приложение 2

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Рисунок несуществующего животного»

Мальчики № Колличест. показатель Уровень агрессии Девочки № Колличест. Показатель Уровень агрессии
    низкий     средний
    высокий     низкий
    средний     низкий
    средний     средний
    высокий     низкий
    низкий     низкий
    низкий     низкий
    высокий     высокий
    высокий     низкий
    средний     средний
    высокий     средний
    высокий     высокий
    средний     высокий
    средний     средний
    низкий     низкий
    низкий     высокий
    высокий     средний
    высокий     низкий
    средний     низкий
    средний     средний

Приложение 3

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Личностный опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Детям предлагается тест состоящий из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет».

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k = 11):

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия (k = 8):

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k = 13):

"да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k = 20):

"да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 36

5. Раздражение (k = 9):

"да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k = 11):

"да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k = 13):

"да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k = 11):

"да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67

Приложение 4

Результаты исследования по методике Басса-Дарки

Испытуемые мальчики Фа Ка Р Н О П Ва Чв
                 
                 
            <

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: