Таспаев Самат Серикпаевич
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка
2. Дегтярева Т.Д. планирование на предприятиях АПК
3. Бизнес-планирование на предприятии. И.А. Дубровин
4. Организация и планирование деятельности предприятия. М.В. Виноградова, З.И. Панина
Планирование – формирование программы развития предприятия на определенный период времени.
Как процесс внутрихозяйственное планирование – форма управленческой деятельности по разработке и обоснованию программы развития предприятия:
На определенный период времени
С учетом оценки имеющихся ресурсов
Целью его функционирования
Структура процесса управления:
1 этап – анализ
2 этап – прогноз
3 этап – обоснование
4 этап – разработка альтернатив
5 – выбор лучшей альтернативы
6 – реализация и контроль
Анализ – позволяет узнать и оценить причины настоящего положения предприятия(отрасли), определить возможности в будущем, просчитывать риски и угрозы, проработать методы по нейтрализации рисков.
Прогноз: структуры рынка, емкости рынка, динамики цен на готовую продукцию, на сырье и материалы, налогового окружения, угроз, возможностей. (чтобы составить предварительную картину)
Обоснование – получение аргументов «за», либо вид деятельности, конкретный вид продукции, услуг, работ. (приводим как можно больше плюсов).
Разработка альтернатив:
· Минимальное количество вариантов – 2
· Максимальное – зависит от имеющихся ресурсов времени
Выбор альтернативы: соответствие стратегии предприятия, соотв соврменным тенденцим, соотв ожидаемым финансовым результатам,?
Этапы внеплановой работы:
1) Реализация
2) Контроль
3) Последующий анализ
4) Выводы
5) Разработка управленческого решения.
В современных условиях планирование также процесс творчество по формированию?
Государственная программа развития с/х и регулирования рынков с/х продукции. Основывается на долгосрочных целях развития с/х.
Структура программы:
o Поддержка отрасли Р (развитие элитного семеноводства, садоводства, производство в защищенном грунте)
o Поддержка отрасли Ж (племенное Ж, молочного Ск,)
o Развитие мясного Ск (развитие пдеменной базы мясного Ск, поддержка экономически значимых программ субъектов РС по развитию, субсидирование)
o Поддержка малых форм хозяйствования (поддержка начинающих фермеров, кредитовани малых форм хозяйствования)
o Техническая и технологическая модернизация…(обновление парка с/х машин, реализация перспективных инновационных проектов в АПК, развитие биотехнологии)
o Социальное развитие села
o «Плодородие» «Развитие мелиорации»
Управление – поиск возможности
№2
Методология планирования
Структура методологии:
Ø Технологии
Ø Методика планирования
Ø Плановые показатели
· Программно-целевой метод: 1) построение дерева целей – а)деньги и б) время; 2) разработка программ под каждую цель
· Балансовый – увязка имеющихся ресурсов с потребностями производства
· Нормативно-ресурсный – определение потенциала с/х предприятия. Потенциал: аграрный, производственный, экономический.
· Экономико-математические методы – применение математических методов для рационального распределения ресурсов с целью получения оптимального варианта управленческого решения.
· Самостоятельно
Принцип – руководящее правило:
1) Общие принципы:
Принцип научной обоснованности
Демократического централизма – в процессе планирования необходимо участие как разработчиков, так и исполнителей проекта.
Единства экономики и политики
Выделения ведущего звена
Пропорциональности и сбалансированности – все отрасли и подразделения на предприятии должны развиваться в связке друг с другом.
2) Принципы разработки показателей
Гибкости – плановые показатели должны иметь возможность корректировки и уточнения в течение производственного процесса
Надежности – по определенным показателям необходимо формировать страховые и резервные фонды
Выполнимости – поставленные цели должны быть достижимыми
3) Принципы выполнения
Директивности – обязательность для выполнения
Ежедневного контроля
Корректируемости
Оптимальности – соединяет в себе принципы гибкости, надежности, научной обоснованности.
Завершающим продуктом процесса планирования являются значения плановых показателей, согласно которым осуществляется деятельность предприятия.
Во временном аспекте планирование делится на уровни:
Стратегический – отвечает на вопрос «что делать»
Перспективный – включает детализацию стратегии на такой период времени, когда мы можем увидеть результаты планово-экономической работы
Текущий – отвечает на вопрос «как делать»; период выполнения 1 год
Оперативный – наиболее конкретный и близкий к производственной деятельности вид планирования; период разработки от нескольких дней до месяцев
25.02.14
Планирование – разработка программы развития предприятия.
ТЕМА 2
СИСТЕМА ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
1. Состав и структура плановых документов в с/х производстве
2. Стратегическое и перспективное планирование в АПК
№1
Одним из принципов планирования является непрерывность. Все виды плановых документов взаимосвязаны и нацелены на достижение стратегии. Переход в планирование осуществляется с высших уровней на ниже стоящие.
| стратегия |
| Перспективное планирование |
| Планирование экономического и социального развития предприятия |
| Планирование организационно-хозяйственного устройства предприятия |
| Планирование обеспеченности трудовыми ресурсами |
| Планирование материально-технического обеспечения производства |
| Текущее планирование |
| Планирование общего объема производства и реализации продукции на год |
b Mico0Z8NDsnxYDSKQ58Oo4OjIR7crma+qzHL6gywdQa4sSxPYsQH3YvSQXWP62YWX0UVMxzfLmjo xbPQbhZcV1zMZgmEY25ZuDS3lkfXkebYaHfNPXO2a/SAI3IF/bSzyYt+b7HR0sBsGUCqNAyR6JbV rgC4ItI4dess7qDdc0I9Ld3pHwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAA3j3uTcAAAACQEAAA8AAABk cnMvZG93bnJldi54bWxMj8tOwzAQRfdI/IM1SOyoQ1GexKkAtWxYURDraezaFrEdxW4a/r7DCpaj e3TvmXazuIHNaoo2eAH3qwyY8n2Q1msBnx+7uwpYTOglDsErAT8qwqa7vmqxkeHs39W8T5pRiY8N CjApjQ3nsTfKYVyFUXnKjmFymOicNJcTnqncDXydZQV3aD0tGBzVi1H99/7kBGyfda37CiezraS1 8/J1fNOvQtzeLE+PwJJa0h8Mv/qkDh05HcLJy8gGAQ9luSaUgqwARkBZ1DWwg4A8z4F3Lf//QXcB AAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250 ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAv AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAborhE6YCAAC8BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAu AgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEADePe5NwAAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAA AAAABQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAkGAAAAAA== " fillcolor="white [3201]" strokeweight=".5pt">
| Финансовое планирование |
| Оперативное планирование |
| растениеводство |
| животноводство |
| Подсобные промышленные произв. |
| Вспомогательные и обслуж.произв. |
Стратегия – основное назначение и роль предприятия в сложившихся рыночных условиях, концепция его долгосрочного развития.
Перспективное планирование – описание социально-экономического развития предприятия до момента выхода на проектную мощность.
Текущее планирование – реализуется в производственно-финансовом плане предприятия, в котором детально прорабатывают целевые показатели перспективных планов, начиная от юр статуса предприятия и завершая планированием доходов и расходов внутрихозяйственных подразделений предприятия.
Оперативное планирование – комплекс наиболее конкретизированных заданий внутрихозяйственного подразделения. Особенностью оперативных планов является возможность непосредственного контроля выполнения хозяйственных операций.
№2
Стратегическое планирование включает в себя 8 взаимосвязанных этапов:
1) Формулировка миссии предприятия
2) Построение дерева целей хозяйства
3) Анализ внешней среды предприятия
4) Анализ внутренней среды предприятия
5) Разработка стратегических альтернатив
6) Выбор наилучшей альтернативы
8) Контроль, оценка и корректировка стратегии
Выделяют несколько типов стратегических альтернатив:
Ü Стратегия роста – применяется в динамичных быстро растущих отраслях. Эта альтернатива предполагает значительное превышение планируемых показателей над фактическими.
Ü Стратегия ограниченного роста – используется в стабильных отраслях со статичной технологией, при этом уровень плановых показателей рассчитывается с учетом темпа инфляции и средней нормой прибыли по отрасли.
Ü Стратегия сокращения – применяется в условиях кризиса и депрессии, при этом планируются меньшие объемы производства и реализации продукции по сравнению с отчетным периодом. В данном типе стратегии выделяют разновидности:
1) сокращение и переориентация - одновременное со снижением объемов производства в одной отрасли планируют создание новых видов производств
2) «отсечение лишнего» - закрытие нерентабельных производств в структуре предприятия
3) Ликвидация – распродажа всех активов
Ü Комбинированные стратегии – включает элементы всех выше перечисленных стратегий
7.03.14
Разработка стратегии включает в себя три блока вопросов:
1. Организационный аспект стратегии: какой будет структура организации, какими будут схемы взаимодействия внутри организации, каким будет порядок реорганизации (развития) предприятия.
2. Экономический: какой доли рынка мы хотим добиться в будущем, каким будет доход вложений в производстве, как будет позиционироваться предприятие на рынке в будущем?
3. Политический: прогноз групп внешнего влияния, как взаимодействовать с группами внешнего влияния, выявление внутренних групп влияния, каким образом воздействовать на внутренние группы влияния.
11.03.14
В современных условиях стратегическое планирование на предприятиях АПК тесно связано с системой государственных программ поддержки и развития с/х производства. Данная система включает в себя следующие направления:
1)поддержка и развитие отрасли растениеводства (приобретение элитных семян, возмещение части затрат по страховым премиям, процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, компенсация затрат по проведению работ по мелиорации и химизации), в целом ряд данных программ направлен не только на поддержку производства, но и на развитие переработки и реализации с/х продукции производственной и социальной инфраструктуры;
2)поддержка и развитие отрасли животноводства (поддержка племенного коневодства, овцеводства, откорма крупного рогатого скота, развитие молочного скотоводства, меры по поддержке и развитию животноводческих ферм, в том числе семейных, и также возмещение части затрат по страховым премиям и процентам);
3)развитие социальной инфраструктуры, в первую очередь улучшение жилищных условий работников с/х производства;
4)поддержка с/х товаропроизводителей при приобретении ими отечественной с/х техники и оборудования;
5)другие виды поддержки с/х производства, в том числе такие как возмещение части затрат по оформлению земли в собственность, затрат по капитальному строительству, логистическому обеспечению рынков с/х продукции.
Помимо связи с государственными программами стратегическое планирование на предприятиях также должно учитывать внешнее экономическое влияние на национальный рынок. На сегодняшний день огромное влияние оказало вступление России в ВТО. Огромное влияние на рынок по следующим моментам: 1)максимальная открытость рынка;
2)оборот генно-модифицированной продукции и сырья;
3)постепенное снижение уровня государственной поддержки сфер АПК;
4)вступление в силу регламента по производству и реализации продукции, это означает дополнительную нагрузку на товаропроизводителей в сфере сертификации продукции.
Планирование на предприятии в долгосрочной перспективе должно основываться на применении стратегического маркетинга. Стратегический маркетинг – это процесс получения ответов на следующие ключевые вопросы: какова будет структура рынка в долгосрочный период; какой в перспективе будет емкость рынка; как будет выглядеть средне статистический потребитель производимой продукции; какие требования потребители будут предъявлять к качественным характеристикам продукции; каким образом будет осуществляться продвижение продукции на рынок в перспективе.
Перспективное планирование на предприятии АПК:
1)план организационно-хозяйствования устройства предприятия – это программа развития хозяйства на период достижения проектной мощности, перед разработкой данного вида плана необходимо проведение аналитической работы, в ходе анализы изучают следующие источники информации:
а)фактическая и перспективная планировка с/х района;
б)сведения о структуре производства и наличии инфраструктуры в районе;
в)почвенные и агрохимические карты местности;
г)прогноз социально-экономического развития территории; д)имеющиеся нормы и нормативы расхода материальных ресурсов.
21.03.14
План организационно-хозяйственного устройства и план экономико-социального развития на 3-5 лет практически идентичны по структуре. Отличие в том, что в первом документе по периодам отражаются основные цели и задачи, а в плане экономического социального развития дополнительно разрабатываются мероприятия по их достижению.
Структура перспективных планов
1) Организационно-правовые положения по созданию и развитию предприятия
2) Природно-климатические и организационно-экономические условия хозяйствования
3) Основные показатели размеров, концентрации и специализации предприятия
4) Межхозяйственные связи, кооперация и интеграция
5) Система ведения растениеводства: разрабатывают перспективную схему севооборотов – чередование с/х культур во времени и пространстве. На каждый год освоения севооборотов планируют площадь угодий, урожайность, нормы внесения органических и минеральных удобрений, потребность в проведении агротехнических мероприятий, позволяющие в крайнем периоде получать максимально возможный валовой сбор по видам культур.
6) Система ведения отрасли животноводства: разрабатывается для обеспечения максимальной продуктивности с/х животных.
1. Перспективные обороты стада, корма (баланс продукции растениеводства), продуктивность животных, комплекс зоотехнических и ветеринарных мероприятий.
В системе растениеводства и животноводства ключевая роль отводится семеноводству и племенному делу.
7) Показатели перспективного развития вспомогательных, обслуживающих и промышленных производств
8) Механизация, автоматизация, электрификация производств: обосновывают перспективную мощность оборудования, мероприятия по совершенствованию техники и технологий производств (перспективная потребность ГСМ, комплектующих, в запчастях и т.д.)
9) Капитальные вложения: рассчитывают размеры капитальных вложений и источники их финансирования на перспективу.
10) Баланс трудовых ресурсов в долгосрочном периоде
11) Результативные показатели: выход продукции растениеводства и животноводства на 100 га с/х угодий, на 1работника, занятого в с/х производстве, на 1 рубль материальных затрат; Трудоемкость производства по видам продукции и уровень рентабельности производства основных видов продукции
II. Социальная программа
1) Перспективная половозрастная и квалификационная структура коллектива
2) Система подготовки кадров и повышения квалификации на перспективу: ротация членов коллектива опирается на передачу опыта от старшего поколения к младшему (внутренний ресурс повышения квалификации)
3) Перспективные мероприятия по организации и совершенствованию условий труда и отдыха
4) Разработка программы мероприятий по стимулированию производительности труда (кооперация частных и коллективных хозяйств с личными подворьями работников коллектива)
5) Повышение социальной активности работников предприятия
25.03.14
Основная цель составления социальной программы развития предприятия – обеспечить все виды мероприятий, изложенных в производственном разделе, соответствующим кадровым составом. Эффективность использования материально-технических ресурсов напрямую зависит от качества работы с коллективом предприятия. Так же как и в производственной программе перед расчетом показателей необходимо проводить аналитическую работу, которая необходима как при создании предприятия, так и в процессе его функционирования.
Стратегическое и перспективное планирование позволяют сформулировать цели и задачи на перспективу.
ТЕМА 3
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ