Прогнозирование деловой среды предприятия

Таспаев Самат Серикпаевич

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка

2. Дегтярева Т.Д. планирование на предприятиях АПК

3. Бизнес-планирование на предприятии. И.А. Дубровин

4. Организация и планирование деятельности предприятия. М.В. Виноградова, З.И. Панина

Планирование – формирование программы развития предприятия на определенный период времени.

Как процесс внутрихозяйственное планирование – форма управленческой деятельности по разработке и обоснованию программы развития предприятия:

­ На определенный период времени

­ С учетом оценки имеющихся ресурсов

­ Целью его функционирования

Структура процесса управления:

1 этап – анализ

2 этап – прогноз

3 этап – обоснование

4 этап – разработка альтернатив

5 – выбор лучшей альтернативы

6 – реализация и контроль

Анализ – позволяет узнать и оценить причины настоящего положения предприятия(отрасли), определить возможности в будущем, просчитывать риски и угрозы, проработать методы по нейтрализации рисков.

Прогноз: структуры рынка, емкости рынка, динамики цен на готовую продукцию, на сырье и материалы, налогового окружения, угроз, возможностей. (чтобы составить предварительную картину)

Обоснование – получение аргументов «за», либо вид деятельности, конкретный вид продукции, услуг, работ. (приводим как можно больше плюсов).

Разработка альтернатив:

· Минимальное количество вариантов – 2

· Максимальное – зависит от имеющихся ресурсов времени

Выбор альтернативы: соответствие стратегии предприятия, соотв соврменным тенденцим, соотв ожидаемым финансовым результатам,?

Этапы внеплановой работы:

1) Реализация

2) Контроль

3) Последующий анализ

4) Выводы

5) Разработка управленческого решения.

В современных условиях планирование также процесс творчество по формированию?

Государственная программа развития с/х и регулирования рынков с/х продукции. Основывается на долгосрочных целях развития с/х.

Структура программы:

o Поддержка отрасли Р (развитие элитного семеноводства, садоводства, производство в защищенном грунте)

o Поддержка отрасли Ж (племенное Ж, молочного Ск,)

o Развитие мясного Ск (развитие пдеменной базы мясного Ск, поддержка экономически значимых программ субъектов РС по развитию, субсидирование)

o Поддержка малых форм хозяйствования (поддержка начинающих фермеров, кредитовани малых форм хозяйствования)

o Техническая и технологическая модернизация…(обновление парка с/х машин, реализация перспективных инновационных проектов в АПК, развитие биотехнологии)

o Социальное развитие села

o «Плодородие» «Развитие мелиорации»

Управление – поиск возможности

№2

Методология планирования

Структура методологии:

Ø Методы планирования

Ø Принципы планирования

Ø Технологии

Ø Методика планирования

Ø Плановые показатели

Методы планирования:

· Программно-целевой метод: 1) построение дерева целей – а)деньги и б) время; 2) разработка программ под каждую цель

· Балансовый – увязка имеющихся ресурсов с потребностями производства

· Нормативно-ресурсный – определение потенциала с/х предприятия. Потенциал: аграрный, производственный, экономический.

· Экономико-математические методы – применение математических методов для рационального распределения ресурсов с целью получения оптимального варианта управленческого решения.

· Самостоятельно

Принцип – руководящее правило:

1) Общие принципы:

­ Принцип научной обоснованности

­ Демократического централизма – в процессе планирования необходимо участие как разработчиков, так и исполнителей проекта.

­ Единства экономики и политики

­ Выделения ведущего звена

­ Пропорциональности и сбалансированности – все отрасли и подразделения на предприятии должны развиваться в связке друг с другом.

2) Принципы разработки показателей

­ Гибкости – плановые показатели должны иметь возможность корректировки и уточнения в течение производственного процесса

­ Надежности – по определенным показателям необходимо формировать страховые и резервные фонды

­ Выполнимости – поставленные цели должны быть достижимыми

3) Принципы выполнения

­ Директивности – обязательность для выполнения

­ Ежедневного контроля

­ Корректируемости

­ Оптимальности – соединяет в себе принципы гибкости, надежности, научной обоснованности.

Завершающим продуктом процесса планирования являются значения плановых показателей, согласно которым осуществляется деятельность предприятия.

Во временном аспекте планирование делится на уровни:

Стратегический – отвечает на вопрос «что делать»

Перспективный – включает детализацию стратегии на такой период времени, когда мы можем увидеть результаты планово-экономической работы

Текущий – отвечает на вопрос «как делать»; период выполнения 1 год

Оперативный – наиболее конкретный и близкий к производственной деятельности вид планирования; период разработки от нескольких дней до месяцев

25.02.14

Планирование – разработка программы развития предприятия.

ТЕМА 2

СИСТЕМА ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

1. Состав и структура плановых документов в с/х производстве

2. Стратегическое и перспективное планирование в АПК

№1

Одним из принципов планирования является непрерывность. Все виды плановых документов взаимосвязаны и нацелены на достижение стратегии. Переход в планирование осуществляется с высших уровней на ниже стоящие.

стратегия
Схема

Перспективное планирование


Планирование экономического и социального развития предприятия
Планирование организационно-хозяйственного устройства предприятия
Планирование обеспеченности трудовыми ресурсами
Планирование материально-технического обеспечения производства
Текущее планирование
Планирование общего объема производства и реализации продукции на год


b Mico0Z8NDsnxYDSKQ58Oo4OjIR7crma+qzHL6gywdQa4sSxPYsQH3YvSQXWP62YWX0UVMxzfLmjo xbPQbhZcV1zMZgmEY25ZuDS3lkfXkebYaHfNPXO2a/SAI3IF/bSzyYt+b7HR0sBsGUCqNAyR6JbV rgC4ItI4dess7qDdc0I9Ld3pHwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAA3j3uTcAAAACQEAAA8AAABk cnMvZG93bnJldi54bWxMj8tOwzAQRfdI/IM1SOyoQ1GexKkAtWxYURDraezaFrEdxW4a/r7DCpaj e3TvmXazuIHNaoo2eAH3qwyY8n2Q1msBnx+7uwpYTOglDsErAT8qwqa7vmqxkeHs39W8T5pRiY8N CjApjQ3nsTfKYVyFUXnKjmFymOicNJcTnqncDXydZQV3aD0tGBzVi1H99/7kBGyfda37CiezraS1 8/J1fNOvQtzeLE+PwJJa0h8Mv/qkDh05HcLJy8gGAQ9luSaUgqwARkBZ1DWwg4A8z4F3Lf//QXcB AAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250 ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAv AQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAborhE6YCAAC8BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAu AgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEADePe5NwAAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAA AAAABQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAkGAAAAAA== " fillcolor="white [3201]" strokeweight=".5pt">

Финансовое планирование
Оперативное планирование
растениеводство
животноводство
Подсобные промышленные произв.
>
Вспомогательные и обслуж.произв.


Стратегия – основное назначение и роль предприятия в сложившихся рыночных условиях, концепция его долгосрочного развития.

Перспективное планирование – описание социально-экономического развития предприятия до момента выхода на проектную мощность.

Текущее планирование – реализуется в производственно-финансовом плане предприятия, в котором детально прорабатывают целевые показатели перспективных планов, начиная от юр статуса предприятия и завершая планированием доходов и расходов внутрихозяйственных подразделений предприятия.

Оперативное планирование – комплекс наиболее конкретизированных заданий внутрихозяйственного подразделения. Особенностью оперативных планов является возможность непосредственного контроля выполнения хозяйственных операций.

№2

Стратегическое планирование включает в себя 8 взаимосвязанных этапов:

1) Формулировка миссии предприятия

2) Построение дерева целей хозяйства

3) Анализ внешней среды предприятия

4) Анализ внутренней среды предприятия

5) Разработка стратегических альтернатив

6) Выбор наилучшей альтернативы

7) Реализация стратегии

8) Контроль, оценка и корректировка стратегии

Выделяют несколько типов стратегических альтернатив:

Ü Стратегия роста – применяется в динамичных быстро растущих отраслях. Эта альтернатива предполагает значительное превышение планируемых показателей над фактическими.

Ü Стратегия ограниченного роста – используется в стабильных отраслях со статичной технологией, при этом уровень плановых показателей рассчитывается с учетом темпа инфляции и средней нормой прибыли по отрасли.

Ü Стратегия сокращения – применяется в условиях кризиса и депрессии, при этом планируются меньшие объемы производства и реализации продукции по сравнению с отчетным периодом. В данном типе стратегии выделяют разновидности:

1) сокращение и переориентация - одновременное со снижением объемов производства в одной отрасли планируют создание новых видов производств

2) «отсечение лишнего» - закрытие нерентабельных производств в структуре предприятия

3) Ликвидация – распродажа всех активов

Ü Комбинированные стратегии – включает элементы всех выше перечисленных стратегий

7.03.14

Разработка стратегии включает в себя три блока вопросов:

1. Организационный аспект стратегии: какой будет структура организации, какими будут схемы взаимодействия внутри организации, каким будет порядок реорганизации (развития) предприятия.

2. Экономический: какой доли рынка мы хотим добиться в будущем, каким будет доход вложений в производстве, как будет позиционироваться предприятие на рынке в будущем?

3. Политический: прогноз групп внешнего влияния, как взаимодействовать с группами внешнего влияния, выявление внутренних групп влияния, каким образом воздействовать на внутренние группы влияния.

11.03.14

В современных условиях стратегическое планирование на предприятиях АПК тесно связано с системой государственных программ поддержки и развития с/х производства. Данная система включает в себя следующие направления:

1)поддержка и развитие отрасли растениеводства (приобретение элитных семян, возмещение части затрат по страховым премиям, процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, компенсация затрат по проведению работ по мелиорации и химизации), в целом ряд данных программ направлен не только на поддержку производства, но и на развитие переработки и реализации с/х продукции производственной и социальной инфраструктуры;

2)поддержка и развитие отрасли животноводства (поддержка племенного коневодства, овцеводства, откорма крупного рогатого скота, развитие молочного скотоводства, меры по поддержке и развитию животноводческих ферм, в том числе семейных, и также возмещение части затрат по страховым премиям и процентам);

3)развитие социальной инфраструктуры, в первую очередь улучшение жилищных условий работников с/х производства;

4)поддержка с/х товаропроизводителей при приобретении ими отечественной с/х техники и оборудования;

5)другие виды поддержки с/х производства, в том числе такие как возмещение части затрат по оформлению земли в собственность, затрат по капитальному строительству, логистическому обеспечению рынков с/х продукции.

Помимо связи с государственными программами стратегическое планирование на предприятиях также должно учитывать внешнее экономическое влияние на национальный рынок. На сегодняшний день огромное влияние оказало вступление России в ВТО. Огромное влияние на рынок по следующим моментам: 1)максимальная открытость рынка;

2)оборот генно-модифицированной продукции и сырья;

3)постепенное снижение уровня государственной поддержки сфер АПК;

4)вступление в силу регламента по производству и реализации продукции, это означает дополнительную нагрузку на товаропроизводителей в сфере сертификации продукции.

Планирование на предприятии в долгосрочной перспективе должно основываться на применении стратегического маркетинга. Стратегический маркетинг – это процесс получения ответов на следующие ключевые вопросы: какова будет структура рынка в долгосрочный период; какой в перспективе будет емкость рынка; как будет выглядеть средне статистический потребитель производимой продукции; какие требования потребители будут предъявлять к качественным характеристикам продукции; каким образом будет осуществляться продвижение продукции на рынок в перспективе.

Перспективное планирование на предприятии АПК:

1)план организационно-хозяйствования устройства предприятия – это программа развития хозяйства на период достижения проектной мощности, перед разработкой данного вида плана необходимо проведение аналитической работы, в ходе анализы изучают следующие источники информации:

а)фактическая и перспективная планировка с/х района;

б)сведения о структуре производства и наличии инфраструктуры в районе;

в)почвенные и агрохимические карты местности;

г)прогноз социально-экономического развития территории; д)имеющиеся нормы и нормативы расхода материальных ресурсов.

21.03.14

План организационно-хозяйственного устройства и план экономико-социального развития на 3-5 лет практически идентичны по структуре. Отличие в том, что в первом документе по периодам отражаются основные цели и задачи, а в плане экономического социального развития дополнительно разрабатываются мероприятия по их достижению.

Структура перспективных планов

I. Производственная программа

1) Организационно-правовые положения по созданию и развитию предприятия

2) Природно-климатические и организационно-экономические условия хозяйствования

3) Основные показатели размеров, концентрации и специализации предприятия

4) Межхозяйственные связи, кооперация и интеграция

5) Система ведения растениеводства: разрабатывают перспективную схему севооборотов – чередование с/х культур во времени и пространстве. На каждый год освоения севооборотов планируют площадь угодий, урожайность, нормы внесения органических и минеральных удобрений, потребность в проведении агротехнических мероприятий, позволяющие в крайнем периоде получать максимально возможный валовой сбор по видам культур.

6) Система ведения отрасли животноводства: разрабатывается для обеспечения максимальной продуктивности с/х животных.

1. Перспективные обороты стада, корма (баланс продукции растениеводства), продуктивность животных, комплекс зоотехнических и ветеринарных мероприятий.

В системе растениеводства и животноводства ключевая роль отводится семеноводству и племенному делу.

7) Показатели перспективного развития вспомогательных, обслуживающих и промышленных производств

8) Механизация, автоматизация, электрификация производств: обосновывают перспективную мощность оборудования, мероприятия по совершенствованию техники и технологий производств (перспективная потребность ГСМ, комплектующих, в запчастях и т.д.)

9) Капитальные вложения: рассчитывают размеры капитальных вложений и источники их финансирования на перспективу.

10) Баланс трудовых ресурсов в долгосрочном периоде

11) Результативные показатели: выход продукции растениеводства и животноводства на 100 га с/х угодий, на 1работника, занятого в с/х производстве, на 1 рубль материальных затрат; Трудоемкость производства по видам продукции и уровень рентабельности производства основных видов продукции

II. Социальная программа

1) Перспективная половозрастная и квалификационная структура коллектива

2) Система подготовки кадров и повышения квалификации на перспективу: ротация членов коллектива опирается на передачу опыта от старшего поколения к младшему (внутренний ресурс повышения квалификации)

3) Перспективные мероприятия по организации и совершенствованию условий труда и отдыха

4) Разработка программы мероприятий по стимулированию производительности труда (кооперация частных и коллективных хозяйств с личными подворьями работников коллектива)

5) Повышение социальной активности работников предприятия

25.03.14

Основная цель составления социальной программы развития предприятия – обеспечить все виды мероприятий, изложенных в производственном разделе, соответствующим кадровым составом. Эффективность использования материально-технических ресурсов напрямую зависит от качества работы с коллективом предприятия. Так же как и в производственной программе перед расчетом показателей необходимо проводить аналитическую работу, которая необходима как при создании предприятия, так и в процессе его функционирования.

Стратегическое и перспективное планирование позволяют сформулировать цели и задачи на перспективу.

ТЕМА 3

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: