Структуры естественнонаучного познания

Большую роль в научном познании играет научный метод. Метод вообще - это способ организации средств (инструментов, приемов, операций и т. д.) теоретической и практической деятельности. Метод оптимизирует деятельность человека, позволяет выполнять ее наиболее рациональными способами. Понятие метода тесно связано с понятием методологии.

Методология - наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности; о происхождении, сущности методов, их эффективности.

Научный метод - это способ организации средств познания для достижения научной истины. Он рационализирует и оптимизирует научное знание. Научный метод выступает и как форма опосредования познания и практики, так как он объединяет теорию и практику, аккумулируя обобщенный практикой исторический опыт познания мира. Такой опыт и позволяет методу направлять процесс познания, построение научных теорий.

В естествознании исторически сложились и в настоящее время применяются много научных методов познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование и т. д. Обычно методы подразделяют на эмпирические и теоретические.

К эмпирическому уровню относятся такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и т. д. На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания - научный факт и закон. Закон - высшая цель эмпирического уровня познания. Он отражает устойчивое, повторяющееся в явлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: