Экспериментальная парадигма Стэнли Милгрэма имела целью выявить условия, в которых люди подчиняются авторитету в случае, когда они вовсе не хотят делать то, что им приказывают, а именно подвергать физическому страданию беспомощного человека, ничем им не угрожающего (Milgram, 1974). Испытуемые были набраны с помощью объявлений в газете, в которых предлагалось принять участие в исследованиях памяти и речи. Придя в лабораторию, каждый участник был, представлен пожилому человеку, который якобы тоже был приглашен для участия в эксперименте. Экспериментатор объяснял, что исследование касается влияния наказания на научение. С помощью подтасованной жеребьевки испытуемый получал роль преподавателя, а пожилой человек (который на самом деле был ассистентом экспериментатора) — роль ученика. Затем «ученика» уводили в соседнюю комнату, а испытуемого просили посмотреть, как экспериментатор привязывает ученика к стулу ремнями и прикрепляет к его руке электрод. Экспериментатор объясняет, что электрод соединен с электрическим генератором, находящимся в соседнем помещении.
|
|
Испытуемый возвращается на свое место, и ему сообщают, что он должен зачитывать вслух сочетания слов и проверять, запомнил ли их ученик. При каждой ошибке ученика «преподаватель» должен подвергать его воздействию электрического тока. С этой целью испытуемый должен пользоваться генератором, на котором он видит 30 кнопок с надписями, обозначающими интервалы по 15 вольт от 15 до 450 вольт. На этикетках, прикрепленных под кнопками, даны характеристики: «слабый ток» при 15 вольтах, «опасно — высокое напряжение» — при 375 вольтах и наконец «XXX» при 435 вольтах. Перед экспериментом испытуемый получает для пробы удар током в 45 вольт, что придает эксперименту видимость подлинности. Во время эксперимента «ученик» делает много ошибок, а «преподавателю» приказывают увеличивать напряжение на 15 вольт после каждой ошибки. Всякий раз, когда «преподаватель» выражает желание остановиться, экспериментатор дает ему один из четырех вариантов приказа — от «Продолжайте, пожалуйста» до «У вас нет выбора, надо продолжать».
В одном варианте эксперимента, при котором можно слышать «ученика» по внутреннему телефону, он жалуется на усиление недомогания по мере увеличения напряжения. При 75 вольтах он стонет, при 120 вольтах кричит экспериментатору, что испытывает боль. При 150 вольтах он требует, чтобы его освободили от эксперимента, ссылаясь на сердечное недомогание. При 180 вольтах «ученик» восклицает: «Я больше не могу выносить эти страдания! Выпустите меня отсюда!» При 270 вольтах он стонет от боли. При 300 вольтах он испускает долгий стон, и его больше не слышно до конца испытаний. (Разумеется, «ученик» на самом деле не подвергался никакому электрошоку. Его реакции были запрограмми-
|
|
Б. Подчинение 53
рованы заранее, чтобы создать иллюзию, что его страдания усиливаются по мере продолжения эксперимента.)
Результаты этого эксперимента показали высокий процент подчинения приказам экспериментатора. В среднем максимальное напряжение, которому подвергся ученик, достигало 360 вольт. Кроме того, больше половины испытуемых (63%) продолжали подвергать ученика электрошоку до 450 вольт. Эти результаты тем более поразительны, если их рассмотривать в свете двух дополнительных результатов. Во-первых, когда Милгрэм позволил «преподавателям» самим выбирать напряжение тока, оно не превысило 90 вольт и только один испытуемый из 40 выбрал максимальное напряжение в 450 вольт. Во-вторых, когда Милгрэм описал эту экспериментальную процедуру 39 психиатрам и попросил их назвать максимальное напряжение, которые выбрал бы средний испытуемый для электрошока, они предположили, что большинство испытуемых не превысят напряжения 150 вольт и что только один из тысячи дойдет до 450 вольт. Эти результаты показывают, что даже люди, имеющие большой опыт изучения поведения человека, с трудом могут правильно оценить силу воздействия приказа, исходящего от легитимного авторитета.