Исследования Милгрэма

Экспериментальная парадигма Стэнли Милгрэма имела целью выявить условия, в которых люди подчиняются авторитету в случае, когда они вовсе не хотят де­лать то, что им приказывают, а именно подвергать физическому страданию беспо­мощного человека, ничем им не угрожающего (Milgram, 1974). Испытуемые были набраны с помощью объявлений в газете, в которых предлагалось принять уча­стие в исследованиях памяти и речи. Придя в лабораторию, каждый участник был, представлен пожилому человеку, который якобы тоже был приглашен для уча­стия в эксперименте. Экспериментатор объяснял, что исследование касается влия­ния наказания на научение. С помощью подтасованной жеребьевки испытуемый получал роль преподавателя, а пожилой человек (который на самом деле был ас­систентом экспериментатора) — роль ученика. Затем «ученика» уводили в сосед­нюю комнату, а испытуемого просили посмотреть, как экспериментатор привязы­вает ученика к стулу ремнями и прикрепляет к его руке электрод. Эксперимента­тор объясняет, что электрод соединен с электрическим генератором, находящимся в соседнем помещении.

Испытуемый возвращается на свое место, и ему сообщают, что он должен за­читывать вслух сочетания слов и проверять, запомнил ли их ученик. При каждой ошибке ученика «преподаватель» должен подвергать его воздействию электри­ческого тока. С этой целью испытуемый должен пользоваться генератором, на котором он видит 30 кнопок с надписями, обозначающими интервалы по 15 вольт от 15 до 450 вольт. На этикетках, прикрепленных под кнопками, даны характе­ристики: «слабый ток» при 15 вольтах, «опасно — высокое напряжение» — при 375 вольтах и наконец «XXX» при 435 вольтах. Перед экспериментом испыту­емый получает для пробы удар током в 45 вольт, что придает эксперименту ви­димость подлинности. Во время эксперимента «ученик» делает много ошибок, а «преподавателю» приказывают увеличивать напряжение на 15 вольт после каж­дой ошибки. Всякий раз, когда «преподаватель» выражает желание остановиться, экспериментатор дает ему один из четырех вариантов приказа — от «Продолжай­те, пожалуйста» до «У вас нет выбора, надо продолжать».

В одном варианте эксперимента, при котором можно слышать «ученика» по внутреннему телефону, он жалуется на усиление недомогания по мере увеличе­ния напряжения. При 75 вольтах он стонет, при 120 вольтах кричит эксперимен­татору, что испытывает боль. При 150 вольтах он требует, чтобы его освободили от эксперимента, ссылаясь на сердечное недомогание. При 180 вольтах «ученик» восклицает: «Я больше не могу выносить эти страдания! Выпустите меня отсю­да!» При 270 вольтах он стонет от боли. При 300 вольтах он испускает долгий стон, и его больше не слышно до конца испытаний. (Разумеется, «ученик» на са­мом деле не подвергался никакому электрошоку. Его реакции были запрограмми-


Б. Подчинение 53

рованы заранее, чтобы создать иллюзию, что его страдания усиливаются по мере продолжения эксперимента.)

Результаты этого эксперимента показали высокий процент подчинения при­казам экспериментатора. В среднем максимальное напряжение, которому под­вергся ученик, достигало 360 вольт. Кроме того, больше половины испытуемых (63%) продолжали подвергать ученика электрошоку до 450 вольт. Эти результаты тем более поразительны, если их рассмотривать в свете двух дополнительных ре­зультатов. Во-первых, когда Милгрэм позволил «преподавателям» самим выби­рать напряжение тока, оно не превысило 90 вольт и только один испытуемый из 40 выбрал максимальное напряжение в 450 вольт. Во-вторых, когда Милгрэм опи­сал эту экспериментальную процедуру 39 психиатрам и попросил их назвать мак­симальное напряжение, которые выбрал бы средний испытуемый для электрошо­ка, они предположили, что большинство испытуемых не превысят напряжения 150 вольт и что только один из тысячи дойдет до 450 вольт. Эти результаты пока­зывают, что даже люди, имеющие большой опыт изучения поведения человека, с трудом могут правильно оценить силу воздействия приказа, исходящего от леги­тимного авторитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: