Билет 8-2

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства. В общем виде он рассчитывается как отношение прибыли к затратам, т. е. является нормой прибыли. При этом следует выделять показатели, используемые для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов (капитала) и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяются доходность и эффективность использования имущества предприятия (фирмы).

Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия отражает показатель рентабельности производства, или балансовой (общей) рентабельности, исчисляемый как отношение суммы балансовой прибыли (Пб) к средней за период стоимости капитала (основных производственных фондов и оборотных средств):

Следует иметь в виду, что рентабельность, рассчитанная по этой формуле, будет несколько завышена, так как балансовая прибыль складывается из всех видов деятельности предприятия (фирмы), а не только из производственной. Поэтому в практике финансового анализа рассчитывают, кроме того, рентабельность суммарного капитала (совокупных активов) и рентабельность собственного (акционерного) капитала.

Рентабельность совокупных активов (Ro) характеризует эффективность использования всего имущества предприятия и определяется отношением балансовой прибыли (Пб) к средней сумме активов баланса предприятия (Ка):

Рентабельность собственного (акционерного) капитала (Rс) характеризует эффективность использования вложенного в предприятие (фирму) собственного капитала (Кс) и является нормой прибыли на собственный капитал:

де Пч — чистая прибыль предприятия (фирмы).

Этот показатель рентабельности интересует в первую очередь акционеров, поскольку обозначает верхнюю границу дивидендов.

Эффективность затрат на производство и сбыт продукции характеризует показатель рентабельности продукции (Rпр), исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (Сп):

На предприятиях, производящих несколько видов продукции, определяется рентабельность каждого вида (Rпрj):

где Ці, Сnj — соответственно цена и полная себестоимость i-го вида продукции.

Все чаще применяют показатель рентабельности продаж (Rn), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (Пр) к стоимости реализованной продукции (РП):

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: размер прибыли и уровень рентабельности при правильном понимании этих категорий отражают воздействие таких факторов, как реальное повышение уровня конкурентоспособности продукции, увеличение объема ее продаж, повышение организационно-технического уровня производства и, как следствие, снижение себестоимости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: