Работа с глиной

Я уже говорила о важности невербальных методов. Другой важный посредник, который позволяет сочетать вербальное объяснение и невербальное выражение связанного со стыдом материала, - это глина. Использование глины является особенно эффективным, если клиент пережил абъюз, породивший чувство стыда. Жертвы грубого физического, эмоционального и, в особенности, сексуального абъюза - хорошие кандидаты для проработки стыда при посредстве глины.

Определенные качества глины поддерживают и поощряют проявление связанных со стыдом чувств в контексте, в котором клиент может осуществлять контроль над тем, что он изготавливает. Способность контролировать то, что он делает из глины, жизненно важна для персоны, пережившей унижение; фактически, клиент может с большей готовмо-стью иметь дело с замешанным на стыде материалом, когда он чувствует, что контролирует происходящее. Качество и текстура глины сами по себе могут напоминать старый постыдный материал, что отражается в словах клиента о том, что его руки становятся "грязными". Природа самого материала такова, что для придания ему формы необходима

___378

агрессия. Таким образом, когда возникают стыд и отвращение, сама глина поощряет клиента скорее прибегнуть к борьбе, чем к бегству. К тому же глина как выразительный материал требует и способствует ощущению собственных импульсов, помогая клиенту перейти от смущения и ненависти к себе к экстернализованным болезненным чувствам. Физическое качество глины помогает сохранять контакт клиента с самим собой и дает ему возможность чувствовать себя автором произведения, в то же время затрудняя для него цензуру своей экспрессии. Это особенно применимо к работе со стыдом, потому что обеспечивает возможность для выражения как его самого, так и сопутствующей ему защиты - ярости.

Глина дает клиенту ощущение, что он может переделать всё, что сделал, и разрушить то, что так сильно ранит его. По этой причине глина хороша для тех, кто диссоциировался от боли, став бесчувственным или начав жить в другом мире..Глина обеспечивает заземление, возвращает в этот мир, смягчая болезненность процесса выражения. Обычным делом является появление регрессивных фигур из глины без регресса самого клиента в течение сессии. Регрессивная поза, представленная в глине, позволяет клиенту открыть свою болезненную и пристыженную внутреннюю сущность, не обязывая его самого становиться Яростным или обиженным двухлеткой.

j Дэн был взрослым ребенком алкоголика, женатым на другом взрослом ребенке, который имел серьезные трудности в общении, будучи очень отвергающим. Дэн часто манипулировал другими, чтобы удовлетворить свои потребности. Когда его попросили представить свое прошлое, он сделал очень

___379

похожего на живого мужчину, сидящего, согнувшись от стыда и прикрывая свои гениталии.' Так Дэн рассказал мне о своем стыде и об отвержении своей презрительной алкоголичкой-матерью и своей гневливой женой; через глину он сказал об этом также и себе. Каждую неделю он немного выпрямлял согнутую фигуру, пока через четыре недели глиняный человек не стал сидеть прямо, разминая кусок глины в собственных руках. Продолжая работать, Дэн сделал фигурку себя, волокущего каноэ в одиночку, а затем фигурки себя и своей жены, сидящих и гребущих в каноэ вместе. Этим Дэн выразил желание более близких отношений, и его жена ответила согласием реально совершить с ним путешествие на каноэ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: