Сущность государства

Вопрос о сущности государства и его социальном назначении является одним из центральных в теории государства и права. По мере своего развития и совершенствования государство все более усложнялось, видоизменяло свою сущность, социальное назначение.

Сущность любого явления – это совокупность его внутренних, наиболее важных, устойчивых связей, характерных черт и закономерностей, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

Сущность государства – это главное, что определяет его содержание, цели, задачи, функции. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе:

- в чьих руках сосредоточена государственная власть;

- чьим интересам служит государство;

- чью волю оно выражает.

Сущность государства – достаточно устойчивая категория, хотя под влиянием различных процессов, факторов она может изменяться. Эти изменения проявляются по мере накопления количественных факторов, приводящих к качественным изменениям в характере государственной власти. Они обусловливают переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Сущность государства многоаспектна. Есть два основных подхода к исследованию этого вопроса: классовый и общесоциальный.

Классовый подход заключается в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем не всегда меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его основу составляет диктатура экономически господствующего класса. Диктатура класса определяет задачи и функции этих государств.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства
с общечеловеческих, общесоциальных начал. Государство рассматривается как механизм регулирования общественных отношений в интересах всех членов общества. Основу государства составляет его способность объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Любое общество состоит из различных слоев и групп населения, которые имеют различные и нередко противоположные интересы, противоречия между которыми могут перерасти в социальные конфликты. На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять причины разногласий, достигать социальный компромисс. Естественно, что компромисс не может в полной мере удовлетворить все слои общества, но он способен демократическими средствами, без насилия и произвола обеспечить решение проблем с учетом интересов большинства граждан.

Капиталистическое общество сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, сгладить социальные противоречия. Успешному решению социальных задач способствовало использование этими государствами опыта социалистических государств. Государство, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, преодолело кризисные явления и переориентировалось на выражение интересов всего населения. Это проявилось в установлении социальных гарантий для всех слоев общества, что дает основание считать эти государства уже не капиталистическими в классическом понимании этого выражения.

Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

Поэтому современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Наряду с классовым и общесоциальным можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к определению сущности государства. Это определяется тем, какие интересы доминируют в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов представителей определенной религии. К примеру, религиозная сущность доминирует в Ватикане, ряде исламских государств, которые в своей политике руководствуются в значительной мере религиозными положениями.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественно интересам титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Национальная сущность преобладает сегодня в таких странах, как Латвия, Эстония и ряде других стран.

В восточных государствах власть находится в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее – его верхушки). Естественно, эта власть выражает интересы, прежде всего, этого аппарата. Чиновники как бы формируют особую социальную группу (класс), которая отличается от других слоев общества:

- особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть;

- особым отношением к средствам производства, становясь фактически их собственником.

Таким образом, сущность государства – это главное, основное в его предмете и содержании. Она определяет его социальную природу и назначение в жизни общества. В свою очередь, социальная природа и назначение государства формируют его задачи, основные направления деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: