Основные вопросы типологии государств

Типология (учение о типах) – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Под типом понимается большая группа объектов, обладающих набором общих существенных признаков.

Необходимость типологии государства и права возникает, прежде всего, в интересах теоретических исследований. Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность и основные закономерности возникновения, развития и функционирования, увидеть в целом естественно-исторический процесс в развитии государственно-организованного общества, сделать теоретические выводы, а также прогнозы.

Тип государства определяют взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими существенными признаками.

Типология государств производится по различным критериям:

- социально-экономическим признакам – формационный подход;

- социокультурному фактору – цивилизационный подход;

- географическому признаку (западные, восточные и т. д.);

- характеру государственной власти (республика, монархия);

- уровню общественного развития (примитивные, традиционные, современные постиндустриальные государства).

В самом общем виде под типом государств понимают совокупность государств, обладающих общими существенными признаками и чертами и принадлежащих крупной исторической эпохе.

Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.

Формационный подход к типологии государств

Его авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. В основе этого подхода лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство и право).

С точки зрения формационного подхода существуют следующие типы государств:

- рабовладельческое государство – это орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан;

- феодальное государство – это диктатура класса феодалов, земельных собственников, безвозмездно присваивающих труд крестьян, которые находились в полурабской зависимости от помещиков;

- буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии. При этом сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства и вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту;

- социалистическое государство – это отмирающее по мере построения коммунизма государство, базирующее на общественной собственности производства.

До последнего времени в отечественной теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высокоорганизованной формации.

Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе обеспечивает прогресс в развитии производительных сил. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что свидетельствует обычно о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых» отношений, постепенно складывающихся внутри этого общества. В различных формах происходит смена общественно-экономической формации.

К достоинствам формационного подхода можно отнести следующее:

- объективную зависимость государственно-правовых явлений от экономических факторов;

- естественно-исторический характер развития государств. Источник этого развития заключен в самом обществе, а не вне его.

Недостатки формационного подхода:

- излишняя заданность, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в предлагаемые схемы;

- недооценка социокультурных, духовных факторов, которые могут оказывать весьма сильное влияние на природу и сущность государства;

- социалистическая формация существовала и существует реально. Однако она пока не доказала преимуществ перед предыдущей, что должно было иметь место в соответствии с эволюцией, на которой основывается формационный подход.

В процессе смены одного типа государства другим существует закономерность: каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Реально есть государства, которые в своем развитии пропустили отдельные формации. Некоторые государства вовсе выпадают из этой системы. Это – государства восточного типа (традиционные государства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: