Типология права

Французский правовед Рене Давид отмечал: «Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями»[15].

Неравномерность социального и экономического развития обусловливает существование на одном историческом этапе самых разных уровней правового развития. Уровень правового развития находит своё концентрированное выражение в понятии «правовая система».

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». Система права отражает внутреннее строение права.

Под правовой системой понимается правовая организация общества, право определенного государства, национальная правовая система, включающая в себя совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств, институтов и учреждений, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества. Структуру национальной правовой системы характеризуют с трех сторон:

- нормативной, которую определяют правовые принципы и юридические нормы;

- организационной: совокупность правовых учреждений, юридическая практика, законность и правопорядок, правосудие, правотворчество и правоотношения;

- мировоззренческой: правосознание, правовые доктрины – совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством. Это позволяет творчески применить системно-структурный и сравнительный методы в исследовании правовой действительности

Право доминирует в правовой системе. Все другие элементы правовой системы являются фактически производными от права. Всякие изменения в праве неизбежно порождают изменения в других элементах правовой системы. Но здесь, как и в любой системе, существуют и обратные связи. И надо помнить, что конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всех элементов, составляющих правовую систему общества.

Правовая система – это важнейшая категория правоведения, которая дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные её компоненты.

Каждое государство имеет свою правовую систему, которая характеризуется как общими чертами с правовыми системами других государств, так и специфическими особенностями. Эти особенности отражают историческую, национальную, культурную специфику развития общества.

В каждой национальной правовой системе можно обнаружить признаки:

- всеобщие – свойственные праву вообще;

- внутрисемейные и внутригрупповые – характерные для определенных групп права;

- специфические – свойственные только конкретной национальной правовой системе.

В настоящее время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе международного права.

Типология – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных.

Тип права – совокупность национальных правовых систем, обладающих общими существенными признаками. Для обозначения этого понятия используются различные термины: «правовые круги» (К. Цвайгерт), «форма правовых систем» (И. Сабо), «правовые системы» (А. Х. Саидов). Наиболее часто используется термин «правовая семья», введенный в оборот французским правоведом Р. Давидом. Этот термин не имеет никаких биологических корней, никак не связан с браком. Он используется лишь в дидактических целях.

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы национальных правовых систем, имеющих сходные признаки, позволяющие говорить об относительном единстве данных систем. Сходство правовых систем является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

В сравнительном правоведении существует множество подходов к типологии правовых систем. Для классификации используются различные основания (этические, расовые, географические, религиозные, юридическая техника и т. д.).

Для выявления общих закономерностей развития и функционирования правовых явлений необходимо синтезировать все существующие национальные правовые системы в сравнительно небольшое число правовых семей, чтобы не погрузиться в массу эмпирического материала.

В отечественном правоведении длительное время господствовал формационный подход к типологии права. С точки зрения формационного подхода каждой общественно-экономической формации соответствовал свой тип права. Отсюда выделяются: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое право. Основным критерием для такой типологии является экономический. Такая типология отражает, какую собственность защищает рассматриваемое право.

Однако такой подход к типологии права не позволяет выявить юридические закономерности общественного развития. Эту задачу решает юридический подход к типологии права. При юридическом подходе к типологии права за основу берутся источники права и другие собственно-правовые критерии. Этот подход предполагает использовать для обозначения типа права понятие «правовая семья».

Под правовой семьей понимается широкая совокупность национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, обусловленные сходством их конкретно-исторического развития. Общие признаки выделяются на основе таких правовых явлений, как источники права, структура права, понятийно-категорийный аппарат, юридическая техника.

Каждая из предложенных классификаций правовых семей имеет определенную долю условности, не может отобразить все многообразие правовых систем. Поэтому с прагматической позиции, в самом общем виде, взяв за основу критерии, предложенные Р. Давидом, а именно: систему источников права; исторический генезис правовых систем; структуру системы права – можно выделить три основные правовые семьи современности:

- романо-германскую;

- англо-американскую;

- религиозно-традиционную.

Романо-германская правовая семья возникла на основе рецепции римского права, т. е. применялось не непосредственно римское право, а его понятийный фонд, структура, внутренняя логика, юридическая техника.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII–XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была изложена доходчиво и просто, на языке, которым пользовались и ученые, и церковники – на латыни.

Процесс, получивший название «рецепция римского права», сначала имел чисто научное значение: римское право непосредственно не применялось, изучались его структура, юридическая техника и понятийный аппарат. Сначала так называемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглоссаторы подвергли римское право переработке. Рецепция римского права привела к тому, что ещё в эпоху феодализма правовые системы европейских стран приобрели определенное сходство. Значительное влияние на формирование континентального права оказало каноническое (церковное) право.

Буржуазные революции XVII–XVIII вв. способствовали становлению принципиально новых государственно-правовых институтов, формированию нового права, которое основывалось на интересах личности, гражданина, на формальном юридическом равенстве субъектов.

Романо-германская правовая семья, возникшая в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока. Это объясняется колониальной политикой и высоким уровнем кодификации в Европе к концу XIX в.

Для романо-германской правовой семьи характерно:

- преобладание писаного права;

- единая иерархическая система источников права;

- деление права на отрасли, на публичное и частное;

- общий категорийно-понятийный фонд;

- высокая степень кодифицированности;

- значительная роль подзаконных нормативно-правовых актов;

- единая система правовых принципов.

Источники (формы) права:

- нормативно-правовой акт – доминирующий;

- нормативный договор;

- правовой обычай;

- юридический прецедент.

Правовой обычай и юридический прецедент играют второстепенную роль.

Правовая доктрина не признается источником (формой) права. Однако она играет большую роль в правотворческой деятельности, а также при толковании и применении законов. Правовая доктрина играет важную роль как источник права в идеальном смысле.

В структурном отношении правовые системы романо-германской семьи делятся на две большие группы: публичное и частное право.

В силу ряда причин (своеобразие исторического развития, колониальная политика, идеологическое влияние и т. п.) к романо-германской системе права можно отнести отдельные группы национальных правовых систем, которые имеют свои особенности, но отвечают основным признакам, присущим романо-германской правовой семье.

Латиноамериканское право представляет собой кодифицированное по европейскому образцу право. Его основной особенностью является значительная роль делегированного законодательства, что связано с президентской и военной формами правления. В сфере публичных отношений на латиноамериканское право существенное влияние оказала правовая система США. Однако судебная практика в большинстве латиноамериканских стран не рассматривается в качестве источника права.

Скандинавское право отличается определенной самостоятельностью и самобытностью. Уже более ста лет с целью унификации законодательства большинство нормативных актов принимается в результате сотрудничества Скандинавских стран. Судебная практика играет здесь более значительную роль, чем в странах континентальной Европы. Это в какой-то мере сближает его с общим правом. Но скандинавское право развивалось совершенно независимо от английского права. Оно практически не использует правило прецедента, основными источниками права являются законы. В скандинавском праве не имеет четкого выражения деление права на публичное и частное. Скандинавское право использует юридическую технику, сходную с романо-германской. Основным источником (формой) права здесь признается нормативно-правовой акт. По основным критериям можно отнести к романо-германской правовой семье.

Дальневосточное право также имеет свои особенности. Восточные цивилизации имели много общего в своем историческом развитии. В то же время в отличие от европейских стран восточные государства отличались определенной степенью закрытости, что сказывается и в наличии особенности в правовых системах этих государств. Решающее влияние на формирование восточных правовых систем оказали индийская, китайская и японская цивилизации. Основное отличие от европейского права заключается в том, что важнейшие вопросы социальной жизни регулируются не столько правовыми нормами, сколько нормами морали и обычаями. В правовых системах дальневосточных стран сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы, так и реципированные нормы романо-германской правовой системы.

На национальную правовую систему Японии определенное влияние оказали нормы права США. Традиционная китайская концепция полагает, что право необходимо для тех, кто не заботится о морали (преступники, иностранцы). Китайцы предпочитают регулировать свои отношения на основе соглашения и гармонии. Правовые нормы по их взглядам должны выполнять только регулятивную функцию.

Несмотря на наличие определенных особенностей национальные правовые системы большинства дальневосточных стран, в том числе Индии, можно отнести к романо-германской правовой семье.

Англо-американская правовая семья (семья общего права) признает основным источником права юридический прецедент. К данной правовой семье относятся Англия, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие англоязычные страны (36 государств – членов Британского содружества). Особое место в этой семье занимает США.

Основные источники (формы) права для национальных правовых систем, составляющих англо-американскую правовую семью:

- юридический прецедент;

- правовой обычай;

- нормативно-правовой акт.

Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании права. Если в странах романо-германской правовой семьи юристы придавали приоритетное значение вопросам установления прав и обязанностей субъектов (материальному праву), то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процессуальных вопросах. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. В случае отсутствия сходства обстоятельств судья сам создает правовую норму. В английском праве существует около 300 тыс. прецедентов.

На развитие правовой системы Англии большое влияние оказало формирование и действие права справедливости. Оно основано на принципах, применяемых при рассмотрении лордом-канцлером обращений к королю подданных, добивающихся справедливого судебного решения. Эти принципы были задействованы из канонического и римского права, что помогло преодолеть многие устаревшие нормы общего права. В результате наряду с общим правом сложилось «право справедливости». Реформа 1873–1875 гг. сформировала на базе общего права и права справедливости единую систему прецедентного права.

К традиционным источникам английского права относится система статутного права, включающая законы и подзаконные акты. Они играют второстепенную роль, дополняя судебную практику. Вместе с тем роль и значение статутного права во всех странах с данной правовой системой постоянно возрастает.

Таким образом, система английского права имеет как бы тройную структуру:

- общее право – основа;

- право справедливости, дополняющее и корректирующее общее право;

- статутное право – писаное право парламентского происхождения, играет вспомогательную роль.

Нормы общего права являются более гибкими и менее абстрактными, но в то же время такой подход к праву делает его более казуистичным и менее определенным.

Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и его толкованием в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования». Поэтому нельзя утверждать, что парламентское законодательство как источник права стоит выше прецедента.

В этой системе не выражено деление на публичное и частное право. Нет резко выраженного деления на отрасли, поскольку суды могут разбирать различные категории дел, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа.

Английская система права имеет широкое распространение или влияние в бывших колониях.

Особое место в этой семье занимает правовая система США. На её формирование оказали большое влияние революция и связи с континентальной Европой. Английские поселенцы на территории США привезли с собой и английское право. Но оно применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии». Американская
революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права. Предполагался полный отказ от английского права.

В 1787 г. была принята письменная Конституция США. В ряде штатов приняты уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный кодексы, в других принимаются кодифицированные акты романского типа. В отдельных штатах большое влияние на формирование права оказали правовые системы Франции (Луизиана) и Испании (южные штаты).

Вместе с тем основным источником американского права стала судебная практика, деятельность юристов, а нормативно-правовые акты играют второстепенную роль и принимаются после их неоднократного толкования судьями.

Американское право усложняется наличием правовых систем штатов. Органами конституционного контроля являются Верховный суд США и Верховные суды штатов. Эти органы могут признать неконституционными любой федеральный закон или соответственно закон отдельного штата. Право конституционного контроля подчеркивает роль судебной власти в американской системе правления.

Принципиальное отличие англо-американской и романо-германской правовых систем состоит в том, что юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность установленных правил, их интересует, как регламентирована данная ситуация. Английские правоведы считают правом то, к чему приведет судебное рассмотрение, в каком порядке проблема должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.

Семья религиозно-традиционного права занимает особое поло-
жение. Принципы, которыми руководствуются страны Востока, бывают двух видов:

- признается ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе. Имеет место переплетение права и религии (мусульманские государства, индусские и иудейские общины);

- отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться другим путем, на основе традиций (ряд африканских государств).

Мусульманское право – это выраженная в религиозной форме и основанная на исламе система норм, в той или иной степени санкционированных и поддержанных государством. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы человеческой жизни, а не только правовую сферу. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. В мире проживает около миллиарда человек, исповедывающих ислам. Однако надо иметь в виду, что существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринимающие мусульманское право.

Основная цель мусульманского права – сохранить связь между законодательством государства и его первичными источниками.

Наряду с писаным правом в мусульманских странах действует и обычное право – адаты.

В основе мусульманского права лежат четыре источника:

- священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к пророку Магомету. Он состоит в основном из предписаний морального, нравственного характера, содержит нормы поведения общего свойства;

- Сунна – сборник традиционных правил, содержащих высказывания Магомета и предания о нём, воспроизведенных рядом посредников. Содержит предписания относительно семейного, наследственного и судебного права;

- иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых богословов;

- кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются толкованием предыдущих трёх источников.

В действительности единственным источником мусульманского права являются труды ученых-богословов. При рассмотрении дела кади ссылается не на Коран, а на его толкование тем или иным автором, авторитет которого общепризнан.

В последнее время наметилось значительное проникновение в мусульманские страны европейского права. Однако необходимо отметить и определенную активизацию ислама.

Индусское право имеет влияние в системах права Республики Индия, распространено в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Конституция Индии 1950 г. отменила все правила об ответственности за нарушения норм кастовой принадлежности. Но исторические традиции ещё имеют сильное влияние. Главная черта индусского права – тесная связь с религией.

Индусская система права одна из древнейших в мире. Первыми источниками права были Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные во 2-м тыс. до н. э. Они содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения.

В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы угодного богу поведения людей. В шастрах выражены различные основы:

- дхарма – наука о поведении, о добродетели;

- артха – наука о политике.

Развитие индусского права связано с дхармашастрами, обширными сводами религиозных правил поведения, которые приписывались первой касте – брахманам (жрецам). Наиболее известные из них законы легендарного царя Ману (2-е тыс. до н. э.). В них содержится система правил, которые с долей условности можно назвать юридическими.

Светские трактаты о политике называются артхашастры. Они являлись творениями представителей второй касты – кшатриев.

Система индусского права претерпела существенные изменения под влиянием английского колониального владычества. Укоренились многие нормы общего права.

Индусское право и индийское право – есть разные понятия. Индийское право – это национальное право, действующее на всей территории страны. Его нормы обязательны для всех проживающих на территории Индии. В настоящее время проводится большая работа по кодификации индийского законодательства. Повышается роль нормативно-правовых актов. Сфера действия правовых обычаев сокращается.

Индусское право сегодня – это религиозно-правовая система, право общины, исповедующей индуизм. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией.

Под индусским правом сегодня также можно понимать личное право индусов, видоизмененное законами и ещё действующими обычаями.

Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем, в то же время наблюдается сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: