Основные положения по теме

Гештальттерапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя (стать аутентичным), достижение внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром.

Целью терапевтической работы является снятие блокировки и стимулирование процесса развития человека, реализация его возможностей и устремлений за счёт создания внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции. Гештальттерапия дает клиенту возможность уйти от социально-нормирован­ных и социально-контролируемых чувств к подлинным, отказаться от стереоти­пов и клише, открыться новому опыту. В гештальттерапии нет слова «должен», оно заменяется «хочу», под которым понимается осознание действия как принадлежащего, аутентичного индивиду, не индуциро­ванного извне, в противоположность понятию «должен», обозначающему дейст­вие вынужденное, неаутентичное, связанное с внешними обстоятельствами. Теоретическими истоками данного направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзэн-буд­дизм. Фредерик Соломон Перлз ввел в свою теорию термин, взятый из гештальт-психологии и давший название всему психотерапевтическому направлению — гештальт.Возникновение и удовлетворе­ние потребности рассматривается как процесс возникновения и завершения гештальта. Кроме термина «гештальт» из гештальт-психологии было взято и представле­ние об организме/поле окружающей среды. Психологические явления существу­ют только на границе контакта человека и окружающей его среды. Только из внешней среды человек может получить удовлетворение собственных физиологи­ческих и духовных потребностей. При взаимодействии с полем окружающей сре­ды организм осуществляет цикл контакта, включающий в себя следующиестадии: предконтакт, контакт, финальный контакт и постконтакт. На стадии предконтакта возникает потребность, на стадии контакта организм выбирает из среды объект, который может удовлетворить потребность, во время финального контакта исче­зает граница между объектом и субъектом. В постконтакте организм отделяется от среды, ассимилирует приобретенный опыт, и, таким образом, цикл контакта за­вершается. Основной акцент гештальттерапевтического процесса смещен на диалог кли­ента и терапевта, на происходящее «здесь и сейчас».Человек, достигший аутентичности, обретает свободу выбора и становится луч­шим экспертом для собственной личности. Процесс формирования фигуры и фона является динамическим, так как для нормального, полноценного функционирования организма необходима посто­янная смена потребностей. Особенность гештальттерапии состоит еще и в том, что ответственность за ре­зультаты терапии лежит не только на терапевте, отвечающем за компетентность и профессионализм выполняемой работы, но и на самом клиенте. В гештальттерапии выделяют невротические механизмы или, как их еще называют, механизмы сопротивления, механизмы прерывания контакта, которые, но сути, являются психологическими защитами:

1) слияние (конфлюэнция). При включении механизма слияния человек пере­стает разграничивать «я» и «не-я», он находится в слиянии с окружающим миром. В такой ситуации невозможно определить, где собственные чувства и желания, а где чувства и желания другого, где я, а где ты. Слияние в «мы» — это бегство от ответственности, от необходимости принятия собственных решений. Основная психотерапевтическая работа с клиентами, находящимися в патологи­ческом слиянии, связана с построением личных границ с окружающим миром. Клиент в гештальте высказывается от первого лица;

2) интроекция – это безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслей. Часто с интроекцией связано и употребление глагола «должен» (например, «я всегда и во всем должен быть первым»). Работа с интроекцией направлена на осознание собственных желаний, отделение их от ожиданий, желаний и чувств других людей, принятие ответственности за собственный выбор и т. п. Интроецированными могут быть мысли, мнения, представления, образы значимых фигур;

3) проекция. Механизм проекции противоположен интроекции. При проекции нечто внутреннее, принадлежащее субъекту, переносится на внешний мир. Человек приписывает ок­ружающим свои собственные мысли и чувства. Проецируя, индивид нарушает границу между собой и полем окружающей среды таким образом, что вступает в контакт не с внешним миром, а с самим собой. Человек проецирует те мысли и эмоции, которые по каким-либо причинам не может принять в себе самом;

4) ретрофлексия — это термин, который возник в гештальттерапии. При ретрофлексии человек выходит на контакт с окру­жающей средой, но затем возвращает самому себе то, что было направлено вовне. Эмоции, реакции, действия, предназначенные другим людям, меняют направле­ние и обращаются к субъекту. Например, человек бьет себя кулаком по колену, когда гневается, или гладит по волосам, когда ему хочется принятия и ласки. Ретрофлексия возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне;

5) дефлексия. Этот невротический механизм не был описан Перлзом, понятие дефлексии появилось в трудах его последователей. Под дефлексией подразумева­ется уход от реального контакта, когда сохраняются только внешние атрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Этот механизм приме­няется для снятия эмоционального накала, который сопровождает любой реаль­ный контакт. Обычной формой дефлексии становятся светские разговоры, чрез­мерная болтливость, ритуалы, избегания прямого взгляда в глаза собеседнику и т. п. Действие невротических механизмов приводит к тому, что человек теряет инди­видуальность, целостность. Терапевтический процесс включает в себя прохождение нескольких уровней:

- первый уровень — это уровень обмена клише. Это ритуальные отношения. К ним относятся разговоры о по­годе, политике, звездах, моде. На данном этапе задача терапев­та — обратить внимание клиента на бессмысленность времяпрепровождения, при котором нет реального взаимодействия между людьми;

- второй уровень — это маски, роли, которые мы играем в обыденной жизни. Это та концепция себя, которую мы строим специально для того, чтобы демонстриро­вать ее другим («рубаха-парень», «неудачник», «правдолюбец», «жертва» и т. п.). Терапевт должен стать «уве­личительным зеркалом», в котором клиент может увидеть себя. На этом уровне работа направлена на реализацию принципа «здесь и сейчас» и связана с увеличением сферы осознаваемого у клиента;

- третий уровень — это взрыв, направленный вовнутрь (имплозия). Этот уровень наступает после максимальной фрустрации, когда клиент понимает, что привычное поведение неискренне, манипулятивно и от него необходимо изба­виться. Клиент чувствует пустоту и беспомощность, ощущение, что нет выхода. Это неприятное переживание может повлечь за собой выход из процесса осознавания и возвращение к привычным формам поведения. На дан­ном этапе терапевт должен показать, что выбор существует и клиент вправе оста­ваться в привычном положении и не меняться, но человек должен принять ответ­ственность за любой свой выбор;

- четвёртый уровень — тупик и взрыв, направленный вовне (эксплозия). Ощу­щение внутреннего смятения и отчаяния на этом этапе может переживаться как смерть или страх смерти. Гештальттерапия объясняет эту ситуацию вовлечением больших энергетических объемов, связанных с разрушением старого и рождением нового. Терапевт может предложить различные пути для высвобождения этой энергии, связанные с экспериментированием. Необходимо помочь клиенту осо­знать не только свои ограничения, но и свой потенциал, поскольку страх препят­ствует внешнему взрыву. Эксплозия — это мощный эмоциональный выброс;

- пятый уровень — аутентичность (подлинность) достигается при осознании че­ловеком своей сути, собственной Самости. Личность интегрирует прежде забло­кированные собственные части и начинает ощущать свои истинные желания и по­требности. Патогенные гештальты завершаются, и человек становится открытым новому опыту, заново обретает себя и свои чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: