Гештальттерапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например, из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. В гештальтгруппах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему.
Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, является заключение контракта.При заключении контракта оговаривается аспект ответственности за результаты терапии, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. В гештальттерапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога— это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник — это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.
|
|
Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» — это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта.
Еще одной оригинальной гештальттерапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.
Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений.
Техника челнока направлена на расширение зоны осознавания. Она связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот.
Техника «Пустой стул» используется для нескольких целей:во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова; во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
|
|
Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено — «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.
Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. В гештальттерапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью и т.д.
Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант – сам участник группы по кругу выражает собственные чувства остальным участникам в группе.
Оригинальна гештальттерапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени.
Гештальттерапия применяется при работе с невротическими и психосоматическими расстройствами, при работе с детьми, в организационном и семейном консультировании.
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое аутентичность?
2 Каковы нарушения цикла контакта на каждой из терапевтических стадий?
3 Охарактеризуйте основные техники гештальттерапии.
4 Каким образом в них реализуются теоретические принципы этого направления?
Литература
1 Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика /
А. Ф. Бондаренко. – М., 2000. – 368 с.
2 Гештальттерапия. Теория и практика / под общей ред. М. Папуша. - М., 2002. – 320 с.
3 Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И. Г. Малкина-Пых. – СПб., 2003. - 928 с.
4 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.
5 Психотерапия: учебник для вузов / под ред. проф. Л. Ф. Бурлачука. – СПб., 2003. – 472 с.
6 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. – 368 с.
7 Таланов, В. Л. Справочник практического психолога / В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых. – М., 2005. – 928 с.