Основные техники

Гештальттерапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например, из психодра­мы, транзактного анализа, арт-терапии. В гештальтгруппах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним чле­ном группы, заявившим свою проблему.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, является заключение контракта.При заключении контракта оговаривается аспект ответственности за результаты терапии, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. В гештальттерапии принято разделение техник на две группы: техники диало­га и проективные техники. Техника диалога— это работа, осуществляемая на гра­нице контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окру­жающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник — это так называе­мые проективные техники, которые используются для работы с образами, снови­дениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», при­меняющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» — это место, на которое са­дится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта.

Еще одной оригинальной гештальттерапевтической техникой является кон­центрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений.

Техника челнока направлена на расширение зоны осознавания. Она связана с тем, что терапевт намеренно меняет уров­ни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознава­ния, но и из прошлого в настоящее и наоборот.

Техника «Пустой стул» используется для нескольких целей:во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова; во-вторых, «пустой стул» может быть ис­пользован для диалога различных частей личности. Внутриличностные конфликты часто порождают­ся внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диало­га вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями те­ла. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено — «собаку снизу», которая пытает­ся схитрить, но сделать то, что хочется.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностя­ми. В гештальттерапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиен­ту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному че­ловеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью и т.д.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участ­ников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант – сам участник группы по кругу выражает собственные чувства остальным участникам в группе.

Оригинальна гештальттерапевтическая техника работы со сновидениями, су­щественно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических на­правлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с ка­ждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени.

Гештальттерапия применяется при работе с невротическими и психосоматическими расстройствами, при работе с детьми, в организационном и семейном консультировании.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое аутентичность?

2 Каковы нарушения цикла контакта на каждой из терапевтических стадий?

3 Охарактеризуйте основные техники гештальттерапии.

4 Каким образом в них реализу­ются теоретические принципы этого направления?

Литература

1 Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика /

А. Ф. Бондаренко. – М., 2000. – 368 с.

2 Гештальттерапия. Теория и практика / под общей ред. М. Папуша. - М., 2002. – 320 с.

3 Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И. Г. Малкина-Пых. – СПб., 2003. - 928 с.

4 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.

5 Психотерапия: учебник для вузов / под ред. проф. Л. Ф. Бурлачука. – СПб., 2003. – 472 с.

6 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. – 368 с.

7 Таланов, В. Л. Справочник практического психолога / В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых. – М., 2005. – 928 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: