II. Выявление уровня тревожности у подростков

(по Кондашу)

Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуа­ции, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспо­койство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое пред­ложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, об­ведите цифру. 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое бес­покойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспо­койство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую си­туацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуа­ция может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4  
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4  
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4  
4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4  
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4  
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 3 4  
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4  
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4  
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)      
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4  
10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4  
11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4  
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4  
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4  
14. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4  
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4  
16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4  
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4  
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4  
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4  
20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межлич­ностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Виды тревожности:

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная                    
Самооценочная                    
Межличностная 2.                  

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты ин­терпретируются в качестве показателей уровней соответствую­щих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

Уровень тревожности:

  Группа Уровень различных видов тревожности
Уровень Учащихся баллы
тревожности классс пол общая школьная с/оц Межлич-­
             
1. Нормальный   ж м ж 35-67 22-60 30-62 8-22 5-20 7-19 10-21 5-17 11-21 8-22 7-18 7-20
    м 17-54 4-17. 4-18 5-17
    ж 17-54 2-14 6-19 4-19
    м 10-48 1-13 1-17 3-17
    ж 35-62 5-17 12-23 5-20
    м ж м 23-47 36-64 25-46 5-14 6-19 5-15 8-17 4-18 7-18 5-14 5-18 5-13
2. Несколько­   Ж м Ж 68-73 61-66 63-78 23-27 20-25 20-25 22-26 17-22 22-26 23-27 19-25 21-27
повышенный   м 55-73 18-23 19-25 18-24
    ж 55-72 15-20 20-26 20-26
    м 49-67 14-19 18-26 18-25
    ж 63-76 18-23 24-29 21-28
    М Ж м 48-60 65-70 47-53 15-19 20-25 16-22 18-22 19-23 19-24 15-19 19-26 14-18
3. Высокий   ж м ж 74-94 67-86 79-94 28-32 26-31 26-31 25-33 23-31 27-31 28-34 26-31 28-33
    м 74-91 24-30 26-32 25-30
    ж 73-90 21-26 27-32 27-33
    м 68-86 20-25 27-34 26-32
    ж 77-90 24-30 30-34 29-36
    М Ж м 61-72 71-91 54-85 20-24 26-30 22-26 23-27 24-31 25-29 20-23 27-35 18-23
4. Очень высокий   ж м ж Более94 Более86 Более 94 Более32 Более 31 Более 31 Более 33 Более 31 Более 31 Более34 Более 31 Более 33
    м Более 91 Более 30 Более 32 Более 30
    ж Более 90 Более 26 Более 32 Более 33
    м Более 86 Более 25 Более 34 Более 32
    ж Более 90 Более 30 Более 34 Более 36
    М Ж м Более 72 Более 91 Более 85 Более 24 Более 30 Более 26 Более 27 Более 31 Более 29 Более 23 Более 35 Более 23
5. «Чрезмерное спо-­   ж м ж Менее 5 Менее 22 Менее 30 Менее 8 Менее 5 Менее 7 Менее 10 Менее 5 Менее 11 Менее 8 Менее 7 Менее 7
спокойствие»   м Менее 17 'Менее 4 Менее 4 Менее 5
    ж Менее 17 Менее 2 Менее б Менее 4
    м Менее 10 Менее 3
    ж Менее 39 Менее 5 Менее 12 Менее 5
    М Ж м Менее 23 Менее 36 Менее 25 Менее 5 Менее 6 Менее 5 Менее 8 Менее 4 Менее 7 Менее 5 Менее 5 Менее 5

Используемая литература

1. С. Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2001

2. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004-248 с., ил

3. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003.-272 с.:ил.-/ Серия «Эффективный тренинг»

4. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.

5. К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003-160с., ил.

6. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.

7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: