Что же самое главное?

Давайте так: заведем наши часы. Мы только что вступили в жизнь. У нас только одна жизнь, мы должен научиться всему, что для нее необходимо, а затем ее прожить. Готовы? Поехали!

Чему мы будем учиться? Языкам? Изучать столицы мира? Математику? Историю музыки? Что бы вы ни выбрали, эти зна­ния должны отличаться от информации, заложенной в генах, с которыми вы пришли в этот мир. К сожалению, перенос этой информации невозможен. Если вы верите в нечто подобное, то можете поискать какого-нибудь медиума или ясновидящего, который передаст вам часть сведений, полученных в предыду­щие воплощения, но это отнимет у вас немало драгоценного вре­мени и энергии, как и все другие формы обучения.

На рынке представлено около 1,4 миллиона книг, не говоря уже о библиотечных фондах и 100 000 новых изданий, выходя­щих ежегодно. У вас не хватит времени, чтобы прочесть их. Ка­кие из них вы выберете?

У вас есть пять миллиардов соседей — жителей нашей пла­неты. С кем из них вы будете разговаривать, кого возьмете себе в пример, у кого будете учиться? На какие уроки вы будете хо­дить, а с каких сбежите, чтобы околачиваться в кафе, напивать­ся на вечеринках и учиться «настоящей* жизни? С кем вы всту­пите в близкие отношения? Нужно помнить, что брак — это лучший (и возможно — наиболее дорогостоящий) курс самосо­вершенствования. Однако вам предоставлено очень ограничен­ное время для того, чтобы учиться — чему-либо у кого-либо. Бы­стро, выбирайте!

Благодаря генетической эволюции и последним достижени­ям медицины и различных технологий у вас есть все данные для того, чтобы «выжить» в этом физическом мире и приспособить­ся к нему. Что же касается мира разума, общества и культуры, то здесь дело обстоит иначе. Практически всему вам придется учиться с нуля. Если вы не возьметесь хорошенько за учебу, то вы выживете, конечно, но так никогда не узнаете, что вы про­пустили, к чему вы могли прийти, как могла бы выглядеть ваша жизнь. Выхода нет — надо браться за дело.

Я слышал много разговоров о недостатках американской системы образования. Критики часто подчеркивают преиму­щества японской системы — там дети проводят в школе гораз­до больше времени, чем у нас. Их модель предполагает более интенсивный образовательный процесс, как утверждают ее сторонники, из этих детей получаются более подготовленные и производительные работники. Я обычно задаю вопрос: для того ли мы учим детей, чтобы они работали лучше и про­изводительнее?

На мой взгляд, не для того. Цель образования является со­здание процветающего общества, превращение его членов в лю­дей свободных, счастливых и удовлетворенных своей жизнью. Опасаюсь, что не все со мной будут согласны.

Если вы ищете смысл жизни, то без труда найдете людей или целые организации, которые всегда будут рады дать вам ответ. Проблема, однако, заключается в том, что эти ответы либо слу­жат их интересам, либо являются составной частью какого-либо психического вируса, чьей единственной целью является приоб­щение вас к той или иной религиозной системе ценностей. Тем не менее текущая тенденция устранять «все эти духовные во­просы» из школьной программы создает физический вакуум в душах выпускников, которые через несколько лет начнут по­иски смысла жизни.

Нужно ли учить детей в школе «духовным ценностям»? Я думаю, что не нужно — и по целому ряду причин. Во-первых, власть склонна к коррупции. Отдельные люди и группы людей, которым будет предоставлено право решать — какие ценности следует преподавать в школах, вскоре оказались бы поражены всеми мыслимыми коварными или вредными психическими ви­русами, существующими в природе, не говоря уже о новых ви­русах, которые возникнут «специально по этому случаю». Принцип отделения государства от церкви позволяет избежать этой опасности.

Возможно, решением проблемы было бы отделение школы от государства. Может быть, пришло уже время полностью отка­заться от самой идеи государственных школ, сдаться и признать, что эта система не работает? Возможно, существующая система централизованного образования - культурное установление, характеризуемое концентрацией власти,— оказалась слишком чувствительной к психическим инфекциям? Теоретически было бы очень полезно ликвидировать государственные школы и со­здать свободный рынок образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: