Дезинфекция наших детей

Образование можно рассматривать как процесс передачи фактов и идей из поколения в поколение,— иными словами, как процесс копирования мемов. В этом смысле система образова­ния в значительной степени подвержена воздействию психичес­ких вирусов — и даже больше, чем другие социальные установ­ления, потому что самым важным ее назначением является процесс воспроизведения — копирования.

Мем «традиции» в образовательной системе хорошо при­вился. Следует ли удивляться, что наша система начального об­разования практически не изменилась за почти две с половиной тысячи лет, со времен Платона? Неудивительно, что школьникам по-прежнему летом предоставляется трехмесячный «от­пуск», хотя давно прошли те времена, когда они должны были возвращаться в родные края и помогать своим родным заботить­ся об урожае. А вот мой любимый парадокс: уже несколько деся­тилетий известно, что прослушивание лекций является, воз­можно, наименее эффективным методом обучения, однако большая часть занятий в школах и университетах по-прежнему строится по этому принципу.

Разве в копировании фактов и идей состоит главная цель об­разования? И должна ли она таковой быть? Нам ведь известно, что без сознательного усилия мы становимся психическими ра­бами мемов, которые живут исключительно для их сохранения и распространения наиболее мощных из них.

Можем ли мы сознательно избрать лучшую цель для образовательного процесса, вместо того, чтобы набивать мемы в детские головы?

«ИМ ЕЩЁ НЕ СКАЗАЛИ, ЧТО ОНИ ДОЛЖ­НЫ ДУМАТЬ».

Я вспоминаю историю, рассказанную мне в колледже моей учительницей русского языка. Она вернулась из той страны, ко­торая носила гордое название Soyuz Sovietskitch Socialisti-cheskich Respublic,— у нас известной под названием Советского Союза,— где проходила практику в рамках программы обмена преподавателями. Процесс обучения в этой стране практически полностью состоял из зубрежки и заучивании примеров на па­мять. Преподаватель читал текст, а ученики повторяли за ним.

По ее словам, ее советская коллега была сильно удивлена, когда услышала, что в американских школах учеников просят высказывать свои мысли и соображения на заданную учителем тему. «Как же они могут обсуждать свои мысли?* — удивилась русская учительница.— «Ведь им еще не сказали, что они долж­ны думать!»

Ее удивление показывает, какой большой прогресс произо­шел в сфере образования на протяжении последнего столетия: вместо запоминания и зубрежки студентов учат думать. Метод обучения, введенный в 60-х годах и известный под названием «новая математикам, был призван развивать способность к абст­рактному мышлению, умению понимать всю математику как единую систему — в отличие от предыдущего метода, в рамках которого акцент ставился запоминание методов анализа и фор­мул. Создатели нового метода образования рассчитывали на то, что если ученики овладеют способностью мыслить хотя бы в од­ной сфере знания, они смогут использовать эти навыки и в дру­гих областях жизни,. из них должно было вырасти поколение юных Эйнштейнов.

Мне кажется, что план удался, по крайней мере в отношении тех учеников, у которых было желание учиться. Сегодня образо­ванные молодые люди готовы рассуждать на любую тему,— начи­ная с политики и заканчивая принципами работы собственного сознания,— что в немалой степени способствовало расцвету ток-шоу и сфере охраны психического здоровья. Теперь акцент ста­вится не на «что думать», а на «каким образом думать*. Кроме того, после уотергейтского скандала и Вьетнама в людях сильно пошатнулось доверие к власти, и теперь мы можем говорить о по­явлении целого поколения, которое не склонно принимать все на веру. Они думают о том, почему дела обстоят так, а не иначе, что главное в жизни, что в ней можно изменить — они недовольны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: