- Отметка ученика — не самоцель, а инструмент совершенствования его учебной деятельности (отметка всегда должна содержать в себе оценку, т.е. показать ученику результаты его деятельности, направить на дальнейшую учебу, воодушевить его на хорошую работу).
- Оценивайте знания ученика, а не его личность (важно уметь отделить оценку знаний ученика от оценки его личности).
- Начинайте оценку с того, что ученику удалось сделать (лишь после оценки сделанного ученик менее конфликтно будет воспринимать указания на то, что он должен был сделать, но не сделал).
- Учитывайте, что оценка учителя всегда индивидуальна (одни учителя оценивают точно воспроизведенный материал, другие считают главным умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения; учитель должен заранее предупредить класс по каким критериям оценивает ответ).
- Постарайтесь объяснить ученику причины его ошибок и недоработок. Аргументируйте выставление отметки (чем ниже отметка, тем полнее аргументация).
- Предоставляйте ученикам возможность самооценки проделанной работы.
|
|
- Оценивайте на уроке конкретный ответ, не учитывая прошлых достижений и промахов учащегося (если слабо успевающий учащийся отвечает на отлично, следует без колебаний ставить ему эту отметку).
- Выставляя низкую отметку, постарайтесь сгладить её травмирующий эффект (найдите способ поддержать ученика).
- Помните о необходимости минимизации влияния субъективных факторов на оценку обучающегося (научитесь нейтрализовать воздействие субъективных факторов: симпатии, антипатии и т.п.).
- Любите, а если это трудно, по крайней мере, уважайте своих учеников (это рождает чувство ответного уважения).
- Не превращайте оценивание знаний в инструмент решения собственных внутриличностных проблем (не унижайте учеников, не срывайте на них свое плохое настроение).
- Стремитесь помочь обучающимся сформировать ответственное и в то же время философское отношение к отметкам.
Приложение 10
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ