Сущность бюджета, его роль в социально-экономических процессах

Финансовые отношения, складывающиеся у государства (муниципальными образованиями) с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, что они:

- возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (муниципалитет);

- связаны с формированием и использованием централизованного денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

На формах бюджетных отношений сказываются методы ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом этапе его развития.

Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться доля НД.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы являются финансовой основой претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на наиболее важных участках экономического и социального развития, осуществлять единую финансовую политику. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики субъектов Федерации.

Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:

1. Бюджет как экономическая категория.

2. Бюджет в материальном смысле.

3. Бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория – это денежные отношения, возникающие у государства (муниципалитета) с юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного на финансирование н/х, социально-культурного обслуживания граждан, нужд обороны и управления.

Являясь составной частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, однако имеются особенности, отличающие его от других звеньев финансовой системы:

· бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

· с помощью бюджета происходит перераспределение НД (реже НБ) между отраслями н/х, территориями страны и т. д.;

· пропорции перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

· область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных и муниципальных финансов.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения потребностей общества. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств.

Реальным воплощением бюджетной политики выступает бюджетный механизм, который отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение общегосударственных задач. Бюджетный механизм позволяет использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики. Бюджетный механизм тесно связан с финансовой политикой государства: меняется политика – меняется механизм.

Бюджет в материальном смысле представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

· бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальность не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы (смета НКО и финансовый раздел бизнес-плана) имеют более узкую сферу действия;

· бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных ВФ) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Используется для расчетов и анализа межбюджетных отношений. Правовым актом не является.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: