«В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю (стаж)». «За период 1801-1913 гг. было 82 дефицитных бюджета, причем обычно дефициты следовали один за другим в течение длительного ряда лет. С 1801 г. было подряд 23 дефицитных года, с 1845 г. дефицит установился на 14 лет. С 1860 г. — на 12 лет и т.д. Причинами дефицита являлись либо войны и военные экспедиции, либо неурожаи, а также крупные мероприятия, требовавшие новых расходов, опережающих естественное возрастание доходов (реформы 1860-х гг., сооружение железных дорог и т.д.). При советском строе о дефиците бюджета вообще было запрещено говорить, считалось, что это явление — пережиток капиталистического общества. С 1923-1924 гг. финансового года советская статистика стала провозглашать существование бездефицитного бюджета, демонстрируя миру эффективность и превосходство социалистического строя. Хотя в этом «бездефицитном» году дефицит бюджета составлял 16,7% всех расходов бюджета. И только начиная с 1985 г. политика гласности и демократизации позволила снять табу с этой темы и открыто признать существование проблемы дефицита бюджета в СССР. С переходом России к рыночным отношениям вновь бюджет государства дефицитен, и только на 2001 г. утверждается сбалансированный федеральный бюджет России. Факторами возникновения и роста дефицита бюджета могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами.
|
|
С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с989 млрд. руб. до 1,7 трлн руб. В конце 1991 г. и начале 1992 г. ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежного спроса. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги - ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроком погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутреннего государственного облигационного займа; облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государственные сберегательные займы; золотые сертификаты.
В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5,10,15 и т. д. процентов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение остававшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10%, снижение доходов.
|
|
Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей. Это заработная плата, стипендии, пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению, питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, расходы на образование, содействие развитию научно-технического прогресса, погашение внутреннего долга, а также расходы бюджета развития и др.
В 1997 г. секвестированию подлежала и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Однако это не привело к сбалансированию бюджета РФ.
Дополнительно изучить статью – Фискальные правила в условиях кризисной экономики: Финансы и кредит. 2009.№32. С.7-11.