История. «В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю (стаж)»

«В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю (стаж)». «За период 1801-1913 гг. было 82 дефицитных бюджета, причем обычно дефициты сле­довали один за другим в течение длительного ряда лет. С 1801 г. было подряд 23 дефицитных года, с 1845 г. дефицит установился на 14 лет. С 1860 г. — на 12 лет и т.д. Причинами дефицита являлись либо войны и военные экспедиции, либо неурожаи, а также крупные мероприятия, требовавшие новых расходов, опережающих естественное возрастание доходов (реформы 1860-х гг., сооружение железных дорог и т.д.). При советском строе о дефиците бюджета вообще было запре­щено говорить, считалось, что это явление — пережиток капи­талистического общества. С 1923-1924 гг. финансового года советская статистика стала провозглашать существование без­дефицитного бюджета, демонстрируя миру эффективность и превосходство социалистического строя. Хотя в этом «безде­фицитном» году дефицит бюджета составлял 16,7% всех расходов бюджета. И только начиная с 1985 г. политика гласности и демократизации позволила снять табу с этой темы и открыто признать существование проблемы дефицита бюдже­та в СССР. С переходом России к рыночным отношениям вновь бюджет государства дефицитен, и только на 2001 г. ут­верждается сбалансированный федеральный бюджет России. Факторами возникновения и роста дефицита бюджета могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами.

С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужи­ло мощным инфляционным фактором. Только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с989 млрд. руб. до 1,7 трлн руб. В конце 1991 г. и начале 1992 г. ситуация продолжала ухудшать­ся. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовле­творенного платежного спроса. С 1995 г. эмиссия денег для фи­нансирования дефицита бюджета не применялась. С этой це­лью использовались различные государственные ценные бума­ги - ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроком погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внут­реннего государственного облигационного займа; облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государ­ственные сберегательные займы; золотые сертификаты.

В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расхо­дов, суть которого заключалась в пропорциональном сокра­щении государственных расходов на 5,10,15 и т. д. процентов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в тече­ние остававшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10%, снижение доходов.

Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей. Это заработная плата, сти­пендии, пособия и другие социальные компенсационные вы­платы населению, питание, приобретение медикаментов и пе­ревязочных средств, расходы на образование, содействие раз­витию научно-технического прогресса, погашение внутреннего долга, а также расходы бюджета развития и др.

В 1997 г. секвестированию подлежала и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Одна­ко это не привело к сбалансированию бюджета РФ.

Дополнительно изучить статью – Фискальные правила в условиях кризисной экономики: Финансы и кредит. 2009.№32. С.7-11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: