Механизм инфляционного налога

Инфляционный налог - это потери владельцев денежных средств в результате инфляции, суть которого состоит в том, что если в условиях инфляции субъект хочет сохранить в текущем периоде размер своих реальных кассовых остатков на оптимальном уровне, то он должен из текущего дохода обеспечить прирост своей кассы в соответствии с уровнем инфляции. Получателем инфляционного налога является эмитент денежной массы, то естьгосударство, таким образом с держателей денег взимается скрытый налог.

Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Когда государство печатает новые деньги, оно тем самым сокращает стоимость имеющихся в обществе запасов денег, поскольку в стране начинается рост товарных цен. Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения.

Данное явление и принято называть инфляционным налогом, так как инфляция, образовавшаяся в результате эмиссии дополнительных денег, является налогом на наличные деньги. Величина инфляционного налога равна произведению уровня инфляции (показывающему, насколько обесцениваются деньги) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения:

Ни = И х Д

Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. «Налог на наличные деньги» в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта. В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог достиг очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. - 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. - 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств.

Кроме государства, в нашей стране на инфляции наживаются и коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992-1993гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты. Большой выигрыш от роста цен получают у нас в стране и многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров. Аналитики еще называют инфляционный налог «налогом на бедность», поскольку в первую очередь он сокращает и без того скудные доходы незащищенных слоев населения. В меньшей степени инфляционному налогу подвержены богатые и в большей степени подвержены бедные и средний класс, и именно они склонны хранить большую часть своего дохода в денежной форме. Кроме этого, бедные и средний класс, большую часть своих доходов получают в фиксированной форме, - зарплаты, пенсии и пособия, что приводит к невозможности своевременной индексации.

Некоторые экономисты прямо указывают, что инфляция является регрессивным налогом на потребление, лица с меньшими доходами, уплачивают больший инфляционный налог и обусловлено это тем, что эластичность спроса на деньги относительно дохода обычно меньше единицы.

Как уже было отмечено, причиной инфляции выступает рост денежной массы в экономике, который возникает в результате денежно-кредитной политики центрального банка страны, а также бюджетного дефицита, толкающего государство на денежную эмиссию. Правительство печатает новые деньги как альтернативу налоговых поступлений, которые оно не смогло обеспечить. Когда центральные банки печатают банкноты и эмитируют государственный кредит, они увеличивают сумму денег, циркулирующих в экономике, что обычно делается в ответ на ухудшение экономических условий. Это изменение в реальных балансах денег вызывает инфляцию. Самой очевидной ценой инфляции являются увеличение денежной массы и принуждение обладателей денег платить инфляционный налог.

Доход государства от инфляционного налога еще называют сеньораж, который используется для покрытия государственных расходов, но чем больше совершается госзакупок на дополнительно эмитированные деньги, тем сильнее обесцениваются деньги, находящиеся на руках у населения. В результате дополнительной эмиссии увеличивается количество денег, необходимое для покрытия бюджетного дефицита. Во многом на сеньораже зиждется экономическое благосостояние США, валюта которых заменила золотой запас в резервах центробанков большинства стран мира. Если ежегодный рост инфляции в Соединенных Штатах составляет 5 %, то тогда за один доллар можно купить товаров и услуг в этом году по цене 1$, но потребовалось бы 1,05$ чтобы купить те же самые товары или услуги в следующем году; это имеет такой же эффект что и 5%-ый ежегодный налог на наличные авуары, при условии, что экономический рост - 0 %, или другие уменьшающие цену факторы, такие как увеличивающая эффективность технология имеют 0%-ый рост. В случае же когда действуют также факторы сокращения цен, 5%-ый рост инфляции указывает, что инфляционный налог выше 5 %.

Правительства - почти всегда чистые должники (то есть, большую часть времени правительство должно больше денег, чем другие должны ему). Инфляция уменьшает относительное значение предыдущего заимствования, и в то же самое время она увеличивает доходы от налогов. Таким образом, из этого следует, что правительство может улучшить отношение долга к доходу путем инфляции. Однако, если правительство продолжит продавать долг, занимая деньги в обмен на долговые обязательства, то эти долговые обязательства также будут затронуты инфляцией: они потеряют в своей ценности, и поэтому они станут менее привлекательными для кредиторов, пока у правительства не появится желания выкупить долг. Еще Дж. Кейнс писал: «Правительство может жить в течение длительного времени... за счет печатания бумажных денег... Это такая форма налогообложения, ускользнуть от которой наиболее трудно. Даже самое слабое правительство в состоянии ввести его в действие в ситуации, когда оно уже не способно ни на что иное».

Кроме того следует отметить, что инфляция снижает реальную величину налоговых поступлений. Растущая денежная масса, направляемая правительством на покрытие бюджетного дефицита, усиливает инфляцию, в результате чего обесцениваются налоговые поступления и еще более усугубляется проблема бюджетного дефицита. Начисление налога, как известно, происходит раньше, чем его уплата, и поскольку не существует механизма поддержания реальной величины взимания налогов, то любое повышение темпа инфляции в течение этого периода обесценивает налоговые поступления, уменьшает налоговое бремя. Возрастающий хронический бюджетный дефицит в свою очередь подстегивает денежную эмиссию, и это ускоряет инфляцию.

Стремительно развивающаяся инфляция (гиперинфляция), с одной стороны, возникает в результате бюджетного дефицита, а с другой - его усиливает. Данное явление, как уже было отмечено выше, получило название эффекта Танзи-Оливера,который будет тем больше, чем позже платятся налоги и выше темп инфляции. Более низкие налоговые поступления еще больше увеличивают дефицит бюджета, растет государственный долг.

Таким образом, воздействие инфляции испытывают на себе все макроэкономические субъекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: