Заключение. Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над доходами


Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над доходами. Большой бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга и может вызвать ускорение инфляции. Уровень бюджетного дефицита можно регулировать двумя способами. Первый - повышение доходной части. Это достигается за счет увеличения налоговых поступлений и тем самым ложится на плечи налогоплательщиков. Чрезмерно высокие налоги пагубно отражается на производстве и стимулируют развитие теневого сектора экономики. Второй способ - это уменьшение расходов производится за счет сокращения социальных программ. Это приводит к нарастанию напряженности в обществе и в целом оказывает негативное влияние.

Различают следующие виды дефицита государственного бюджета: структурный дефицит, представляющий собой разницу между величиной расходов бюджета и величиной доходов бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения; фактический дефицит, равный разнице между величиной фактических расходов бюджета и величиной доходов бюджета, фактически полученных в условиях существующей экономической ситуации и существующей системы налогообложения; циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

Инфляция - это обесценивание денег вследствие выпуска денежной массы в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы. Кроме того, рост цен вызывается удорожанием кредита.

Причины инфляции заключаются в несбалансированности экономики - отставании производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей). Высокая инфляция оказывает отрицательное влияние на экономику, т.к. высокие процентные ставки снижают эффективность производства и определяют перераспределение капитала от производства к посредникам. При низкой инфляции или ее отсутствии начинают страдать интересы посредников. Финансовые институты страдают из-за невысоких процентных ставок.

Различают инфляцию ползучую (умеренную) и галопирующую инфляцию, на смену которым может прийти гиперинфляция, когда цены ежемесячно возрастают в несколько раз.

Инфляционный налог - это условное обозначение для экономического ущерба, причиняемого в процессе инфляции держателям наличных денег. Его еще называют «налогом на бедность», поскольку в первую очередь он сокращает и без того скудные доходы незащищенных слоев населения.

Механизм действия инфляционного налога несложен. Центральные банки ради обеспечения государственного кредита выпускают дополнительные объемы банкнот и увеличивают циркулирующую на рынке денежную массу. Резонансом на такую политику, как правило, выступает ухудшение экономических условий. За счет изменения в реальных балансах денег и возникает инфляция. Каждый, кто вынужден в ее условиях совершать операции с деньгами, невольно становится плательщиком инфляционного налога. Потребители с высоки уровнем дохода оказываются перед инфляционным налогом на положении «льготников»: у них есть ценное имущество, стоимость которого индексируется с учетом инфляции, а свободную наличность они могут вкладывать в товары длительного пользования.

Однако сокращение инфляции не всегда приносит экономике одни лишь плюсы. Современные оценки показывают, что для уменьшения инфляции на 1% необходимо сокращение ВНП примерно на 4% от его потенциального объема в течение года. Поэтому задача государства - поиск таких механизмов, которые сокращали бы издержки снижения инфляции.

Список используемой литературы

1.Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с.

.Бокова И.В. Финансы и кредит: Краткий курс лекций / И.В.Бокова и др. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005 - 185 с.

3.Буневич К.Г.Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс / К.Г. Буневич. - М.: МИЭиП, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Бункина М.К. Макроэкономика: Учебник / М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. - 512 с.

5.Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 гг. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2008. - Режим доступа: #"justify">.Галаева Е.В. Макроэкономика. Учебное пособие / Е.В. Галаева, А.А. Корсакова и др. - М.: МИЭиП, 2007. - 267 с.

7.Ермасова Н.Б. Бюджетная система: конспект лекций / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2008. - 144 с.

8.Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2008. - 832 с.

.Макроэкономика / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 212 с.

10.Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике / Т.Ю. Матвеева. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 225 с.

11.Николаева Л.А. Экономическая теория / Л.А.Николаева, И.П.Черная. - Владивосток: ВГУЭС, 2006. - 195 с.

.Разнодёжина Э.Н. Макроэкономика: Краткий курс лекций / Э.Н. Разнодёжина, Л.В. Барт. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 80 с.

13.Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Селезнев А.З. - М.: Магистр, 2010. - 383 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: