Внешнеэкономические связи национальной хозяйственной системы

1. Внешнеэкономические связи национальной экономики: сущность, виды, основные показатели.

К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся:

· внешняя торговля;

· использование иностранной рабочей силы;

· сотрудничество в банковской сфере;

· международное инвестиционное сотрудничество;

· международная производственная кооперация;

· международное научно-техническое сотрудничество;

· совместные предприятия;

· функционирование свободных экономических зон;

· иностранный туризм.

В связи с тем, что в СССР доминировала государственная собственность и экономика носила закрытый характер, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) базировалась на государственной монополии внешней торговли и административных методах управления.

При абсолютном монополизме государства предприятия-производители практически не были заинтересованы в экспортной деятельности. Результаты экспортной деятельности не учитывали конечный результат, очень были слабы стимулы участникам поставок продукции за границу. Прямые связи между производителями и потребителями отсутствовали за редким исключением. Все это наносило урон государственным интересам России, и, что самое главное, Российская Федерация не имела своего места в международном разделении труда и соответственно – в мировой экономике.

Самостоятельность субъектов ВЭД, которая появилась при переходе к рынку, стала проявляться в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортной сделки, в установлении цен, в определении вида и формы ВЭД. В соответствии с указом президента России от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" стало разрешаться следующее:

1. осуществление ВЭД юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности;

2. осуществление всех видов деятельности, в том числе посреднической, в связи, с чем в Уголовном кодексе РСФСР была упразднена статья о наказании за спекуляцию;

3. бартерные операции во внешней торговле;

4. открытие валютных счетов всем юридическим лицам и гражданам.

После 1992 г. Россия постоянно имеет положительный торговый баланс, который представляет собой соотношение между стоимостью экспортируемых и импортируемых страной товаров.

Инвестиционное сотрудничество между странами может осуществляться в формах кредитных соглашений, международного финансового лизинга и т.п.

В 1992 г. РФ вступила в МВФ – Международный валютный фонд, МБРР – Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и др. Российская финансовая система теперь существенно зависит от международных финансовых организаций и международных кредитов.

На протяжении ряда лет Россия предпринимает усилия для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО является многосторонним межправительственным институтом. ВТО ставит своими целями либерализацию международной торговли, обеспечение свободного трансграничного перемеще­ния товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемоести правил регулирования. Соглашения ВТО предусматривают пре­доставление странами-участницами друг другу режима наиболь­шего благоприятствования.

Научно-техническое сотрудничество может проявляться в форме технологического обмена, т.е. взаимопроникновения научно-технических знаний и производственного опыта как результат совместных исследований на заказных началах, осуществляемых различными странами. Оптимальной формой научно-технического сотрудничества является передача технологий на основе лицензионных соглашений. С 1996 г. лицензионная торговля определена как одна из приоритетных форм ВЭД, и были намечены соответствующие мероприятия, которые необходимо реализовать в ближайшие годы в экономике России.

Показатели.

В статистике, в том числе международной, для того, чтобы оценить значение внешнеэкономических связей для нацио­нальной экономики, количественно определить роль внешнего фак­тора в народном хозяйстве используется показатель соотношения объема внешней торговли страны с ее внутренним производством: объем внешней торговли/объем внутреннего производства.

Сравнение соответствующих данных в сопоставимых стоимостных величинах (единой валюте) позволяет судить о значении внешнеэкономического фактора для национального хозяйства, его динамики за определенный период. Понятно, что у малых стран (ресурсов меньше, разнообразие естественных условий ограничено) такой показатель выше — многое ввозится из-за рубежа в обмен на экспорт, у больших стран - ниже, так как разнообразнее и значительнее собственное производство. В прежнем СССР в 50—60-х годах этот показатель составлял 4 — 6%, в 1985 — 1987 гг. достиг 14%. В последнее время в России он близок к 22—25%, в 2000 году превысил 30% (хотя это связано с существенным падением объемов внутреннего производства в 1991—1998 гг.), а в 2005 году составил 21,7%..

Вместе с тем не­обходимо отметить, что данный показатель не дает представления о воздействии всей совокупности МЭО на национальное хозяйство, поскольку учитывает только внешнюю торговлю. Не случайно экс­пертами международных экономических организаций и другими специалистами сейчас ведется работа по его совершенствованию. В частности, имеется в виду дополнить числитель данного индикатора размерами иностранных инвестиций и объемами национального про­изводства, осуществляемого с использованием иностранных лицен­зий и ноу-хау. Таким образом, оценка роли внешнего фактора будет уточнена и несколько, а кое-где и существенно, увеличится.

Развитость внешней торговли, ее значение для экономики в це­лом, отдельных отраслей и регионов оцениваются и при помощи ряда других показателей, принятых в международной статистике и иссле­дованиях. Это, в частности, величина внешнеторгового оборота (и отдельно экспорта и импорта) на душу населения. В России в 2005 году объем внешней торговли на каждого жителя был 2573 долл., из них по экспорту — 1698,9, а по импорту — 874 долл, в 2006 году объем внешней торговли на каждого жителя был 3281 долл., из них по экспорту — 2128, а по импорту — 1153,3 долл. Достоинство этого индикатора в том, что он может быть рассчитан по отдельным регионам страны, отраслям экономики и даже по конкретным предприятиям и видам продукции. Это дает возможность учесть и сопоставить участие районов, фирм, отраслей во внешнеэкономических связях, выявить резервы и перспективы. Последнее относится и к внешнеторговой деятельности, скажем, субъектов Российской Федерации — краев, областей, республик.

Принято говорить по этому поводу: резервы есть и большие. Хотя следует учитывать, что это количественные показатели, за ко­торыми необходимо видеть качественную сторону: можно ли до­биться существенно большего при данной структуре внешней тор­говли (доля товаров и основных товарных групп во внешнеторговом обороте), когда, в частности, в экспорте господствуют сырье и энер­гоносители? Конечно, последнее связано и со структурой экономи­ки страны в целом и отдельных ее регионов. Ответ на поставленный вопрос однозначно отрицательный: возможности устойчивого, дол­говременного роста объемов российской внешней торговли доволь­но четко ограничены невоспроизводимостью ресурсов естественного сырья и энергоносителей, на которые приходится 4/5 экспорта Рос­сии. Заданность этих ресурсов в конечном счете предопределяет сум­мы валютных средств, которые могут использоваться на закупки по импорту.

Такое же положение во многих других странах, где в экспорте преобладает продукция естественного происхождения. Достижение больших объемов внешнеторгового оборота, расширение его номенклатуры — не единовременное мероприятие, а результат последовательной долгосрочной экономической стратегии, требующей крупных вложений. Но ориентация на крупномасштабный международный обмен беспроигрышна, так как позволяет расширять набор и увеличить количество разнообразных потребительских благ, предоставляемых населению и используемых в национальной экономике. Одновременно создаются возможности для ощутимого сбережения ресурсов (материальных, трудовых, инвестиционных, финансовых, интеллектуальных). В условиях рыночной экономики расширенная товарная и географическая диверсификация внешнеэкономических связей содержит и положительный стимул усиления конкуренции, а значит и воздействие на экономические и качественные показатели товаров и услуг, формирование полноценного потребительского спро­са. Подобный же показатель применим и для оценки роли междуна­родного движения капиталов для стран в целом, отдельных регио­нов и отраслей.

Средний показатель движения прямых инвестиций на душу на­селения составлял в 2005 г. около 91,1 долл., в 2006 году около 95,8 долл. В России подавляющая доля прямых иностранных инвестиций в промышленность приходилась на пищевую и табачную промыш­ленность, а также на транспорт и связь. Таким образом, и здесь для оценки качества и эффективности МЭО помимо общих количе­ственных данных нужны сведения о географической и отраслевой структуре инвестиций извне, соотношении их основных форм.

Сочетание внутреннего и внешнего факторов экономического рос­та, роль внешней торговли для отдельных отраслей, в масштабах наци­онального хозяйства, регионов, предприятий и фирм, а также в разрезе товарных групп, видов товаров и услуг отражаются в показателях экс­портной и импортной квоты.

Экспортная квота (Экв) — соотно­шение объемов экспорта и внутреннего производства (в натуре или сопоставимой стоимости). Достаточно высокая экспортная квота — благоприятный индикатор насыщенности национальной экономики соответствующей продукцией, конкурентоспособности отечествен­ных товаров на международном рынке. Тем более, если это относит­ся к готовым изделиям, продукции высокой степени обработки, высокотехнологичным услугам.

В развитых индустриальных странах экспортная квота по про­дукции машиностроения, электротехнической, радиоэлектронной, автомобильной, авиакосмической и других отраслей обрабатываю­щей промышленности достигает в среднем 25—40%.

Задача заключается в том, чтобы последовательно увеличивать экспортную квоту обрабатывающих производств, использующих современную технологию. Такие возможности есть у предприятий, производящих вооружение, авиакосмическую технику. О включе­нии в международный обмен, о роли последнего в удовлетворении разнообразных потребностей населения, насыщении рынка свиде­тельствует статистический показатель — импортная квота (Икв), т.е. соотношение объема импорта и внутренних ресурсов (сумма внут­реннего производства и импорта) в натуральном или сопоставимом стоимостном выражении:

И

Икв =-----------------

Вн.пр + И

В любой стране немало таких товаров, которые полностью заку­паются по импорту (в России, например, кофе, ананасы, бананы и т.п.) и еще больше таких, которые дополняют отечественное произ­водство, некоторые очень существенно. Сегодня почти во всех стра­нах население практически ощущает значение импорта — многие приобретаемые им товары ввезены из других стран.

И в России сегодня сходная ситуация, прежде всего по маши­нам, оборудованию и продовольственным товарам. На эти две то­варные группы приходится подавляющая (почти 50%) часть импор­та страны, который составлял в конце 90-х годов примерно 10% по отношению к ВВП. Применительно к России можно констатировать, что данный индикатор свидетельствует об очевидных положитель­ных моментах, свойственных и другим странам: расширение ассортимента, увеличение количества предлагаемых товаров и услуг, боль­ше возможности выбора у потребителей, стимулирующее влияние конкуренции.

Но есть и негативные моменты — сокращение отечественного производства из-за его стартовой неконкурентоспособности, влияние неумеренного увеличения импорта на динамику цен. Наконец, на определенном этапе возникает существенная и неоправданная зависимость отдельных секторов рынка, экономики в целом от им­порта, резкое сокращение и прекращение которого при исключи­тельных обстоятельствах может привести к катастрофическим по­следствиям. Для крупных стран такая ситуация вряд ли допустима.

Нельзя не учитывать и известные границы роста импорта, опре­деляемые валютными поступлениями от экспорта, и невозможность беспредельного роста внешней задолженности. Для России это к тому же означало бы при нынешней структуре внешней торговли непро­порциональное увеличение вывоза ресурсных товаров. Такой аспект следует учитывать и во внешнеторговой политике схожих стран.

Подобно внешнеторговым рассчитываются показатели квот при­тока и оттока иностранных инвестиций:

в целом, по отраслям и реги­онам;

видам — прямые, портфельные;

формам государственные, частные, международные.

Это позволяет оценить их роль и место в сопоставлении с отечественными капиталовложениями.

Наконец, большинство из рассмотренных показателей может применяться для изучения и оценки международной миграции тру­довых ресурсов как суммарные, удельные, долевые.

Обоснованна их дифференциация: в целом по стране, регионам, отраслям, с учетом профессий, возрастов, квалификации мигрирующей рабочей силы.

Следует специально остановиться на показателе доли импортной продукции во внутреннем товарообороте, в частности по потреби­тельским товарам. Учет его имеет большое экономическое и соци­альное значение, он должен приниматься во внимание с позиций обеспечения независимости и недопущения внешнего экономичес­кого и политического давления.

Систематический учет рассмотренных индикаторов и в первую очередь по внешней торговле, иностранным инвестициям в целом, по основным отраслям, регионам и группам продукции позволяет ориентироваться на лучшую сбалансированность внешнеэкономи­ческого обмена, обеспечение больших его выгод, улучшение соци­ально-экономического климата, внешнеэкономической деятельнос­ти и хозяйственного развития в целом. Тем самым будут создаваться лучшие условия для активного участия страны в мирохозяйствен­ных связях на перспективу. [1]


[1] Международные экономические отношения: учебник для вузов / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 519с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: