Виды специализаций свободных экономических зон:
* зоны свободной торговли, под которыми подразумеваются свободные таможенные зоны, свободные порты, транзитные зоны и беспошлинные зоны;
* зоны промышленной обработки (промышленно-производственные), создающиеся на территориях со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция;
* технико-внедрельческие зоны, к которым относятся научно-технические зоны, технополисы и технопарки;
* сервисные зоны - территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические и другие услуги (зоны банковских и страховых услуг, оффшорные зоны, рекреационные зоны и др.);
* комплексные зоны, которые образуются путем установления особого льготного по сравнению с общим, режимом хозяйствования (зоны свободного предпринимательства, специальные экономические зоны, особые экономические зоны и др.);
* международные, образующиеся на стыке границ соседних государств.
|
|
Законодательные акты, регулирующие деятельность СЭЗ в РФ:
· Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ."Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
· Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
· часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации;
· Таможенный кодекс Российской Федерации (1993 г.);
· Земельный кодекс Российской Федерации;
· Градостроительный кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
· Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
· Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";
· Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области";
Виды льгот, предоставляемых предприятиям и организациям в рамках функционирования свободных экономических зон:
• внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима — снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций;
• льготы, связанные с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности предпринимателей (эти льготы могут затрагивать налоговую систему, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт, т. е. они предусматривают временное или постоянное освобождение от налогообложения;
|
|
• финансовые льготы, которые включают различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и государственных кредитов;
• административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливаются следующие особенности налогообложения резидентов особых экономических зон:
· для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной зоны, установлены ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, ускоренный порядок начисления амортизации по основным средствам (применение коэффициента не выше 2);
· для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрена пониженная ставка единого социального налога (14%);
· на федеральном уровне предоставлено освобождение организаций - резидентов особых экономических зон в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
В Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Создание особых экономических зон должно обеспечить:
- дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;
- стимулирование развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития;
- развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
- создание новых высококвалифицированных рабочих мест.