double arrow

Кто изображен?

2

Внимательное рассмотрение изображения при хорошем увеличении показывает, что винтообразная конструкция на голове фигуры – не волосы, а рог, закрученный на манер бараньего. Такой атрибут у человеческого существа (дьявольщину сразу отметем в сторону) присущ только портретам Александра Македонского. Так великого полководца стали изображать на монетах после его завоевания Египта и посещения оазиса Амона с находившимся там знаменитым оракулом. Значит, на гемме – Александр. Но только портрет здесь какой-то необычный, стиль явно иной, менее реалистичный, чем на серебряных тетрадрахмах и золотых статерах царя.

Где и когда?

При детальном анализе стиля геммы и характера избранного для нее материала ответить можно и на эти вопросы. Сравните портреты на монете птолемеевского Египта – те же пухлые лица с большими глазами и характерным треугольным разрезом, черточками подчеркнуты губы, выделен подбородок. Существует версия, что полководец Александра Птолемей, который стал первым эллинистическим правителем страны фараонов, перенес останки своего царя в Александрию. Так что ответ «где резали гемму» напрашивается сам собой. Именно в Александрии возникло неповторимое искусство изготовления больших династических камей (в отличие от нашей геммы-инталии, где изображение врезано внутрь камня, на камеях оно было выпуклым). Вспомним знаменитейшую камею Гонзага…А ведь она тоже вырезана из трехслойного агата того же оттенка, что и наша гемма.




Итак, на гемме Александр Великий. Крест у него за плечами в данном случае –не христианский символ, а греческая буква «X» с удлиненным перекрестьем – фирменный знак резчика. Происходит инталия из Александрии Египетской и датируется второй половиной III – началом II в. до н.э. Скорее всего, это была вставка в перстень-печатку, которую носил небедный человек (обработка такого камня и сегодня – дело непростое и недешевое). Вероятно, камень был и печатью, и своеобразным амулетом: всякому известно, что удача и подвиги великих приносят успех тому, кто носит их изображение. Владелец перстня был военным или купцом. Ведь рога Аммона не только служили украшением головного убора полководца, но и ассоциировались с «золотым руном» греческой мифологии – Овном-бараном, несущим богатство.

И, напоследок, можно сказать несколько слов о психологическом образе носившего перстень с геммой Александра. Человек этот был уверенный, не лишенный честолюбия, однако в делах своих острожный и в меру благоразумный. Ведь мельком взглянув на перстень, изображения из-за полосатости не увидишь, а, значит, хозяину дурным глазом не повредишь, не спугнешь удачу.



2




Сейчас читают про: