Контрольные (стоповые) узлы

Вязка узлов

  • Вязка узлов – весьма ответственный процесс. От того, как вы или ваш напарник завяжите узел, могут зависеть жизни всех членов команды. Список узлов, даваемых в этом пособии достаточно мал. В книге Л.Скрягина «Морские узлы» описываются около 140 узлов. В этой же книги есть ссылки на работы, содержащие несколько тысяч узлов. Однако такое множество узлов в походе ни к чему. Основные критерии отбора узлов для туризма были сформулированы во введении. Повторим их ещё раз:
  • Узел не должен сильно уменьшать прочность верёвки
  • Узел должен «держать» на современных синтетических верёвках. (Не развязываться и не проскальзывать под нагрузкой).
  • Узел должен легко развязываться после использования
  • Узел должен быть хорошо запоминаем, быстро и легко вязаться.
  • Горные восхождения, передвижение по пещерам – это сложная работа, требующая огромного физического и эмоционального напряжения, предельной концентрации внимания. В этих условиях многократно возрастает вероятность ошибок в самых элементарных действиях. Поэтому процедура завязывания узлов должн быть доведен до полного автоматизма. Рисунок должен быть настолько запоминаем, что человек, уже плохо представляющий, сколько часов он тащит транспортный мешок по бесконечным перилам, мог бы сразу заметить, что с узлом что-то не так.
  • С другой стороны существует стандартный набор узлов, известный всем туристам. В литературе подробно описаны их свойства и особенности. Проведены тесты прочности. И вряд ли кто-нибудь из них пойдёт по верёвке, закреплённой неизвестно каким узлом. Пусть даже он лучше всех остальных.

Все данные приводятся для узлов, завязанных 10.4 мм верёвке без учёта длины петель и ходового конца. Везде, где верёвки должны идти параллельно, они должны идти именно параллельно, т.к. перекрещивание верёвок вызывает дополнительные напряжения, что снижает прочность узла и затрудняет его развязывание.

Узлы, отмеченные звёздочкой (*) – обязательные для изучения.

Контрольные (стоповые) узлы

Контрольные узлы используются для исключения возможности втягивания ходового конца (хвоста верёвки) в основной узел. Контрольные узлы завязываются ходовым концом вокруг коренного конца основного узла таким образом, что коренной конец контрольного узла оказывается параллельным коренному концу основного узла.

Стоповые узлы предназначены для утолщения верёвки. Они используются для предотвращения проскальзывания верёвки в отверстие или щель.

Эти узлы могут являться элементами более сложных узлов.

Контрольный, простой, стоповый *

Самый простой из известных узлов. При завязывании ходовой конец верёвки один раз обносят вокруг её коренного конца и пропускают в образовавшуюся калышку (Рис. 12).


Рис. 12 Простой стоповый узел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: