Требования к обеспечению основных потребительских свойств автомобильных дорог установлены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» и в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог.
В соответствии с этими нормативными документами автомобильные дороги общего пользования должны обеспечивать непрерывное в течение года (в том числе и в расчeтный весенний период) движение автомобилей и автопоездов с нормативными нагрузками и общей массой, установленными для транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, со скоростями, верхние пределы которых регламентированы Правилами дорожного движения Российской Федерации. На дорогах и участках дорог, для которых величина расчeтной скорости ниже разрешенной Правилами дорожного движения, обеспеченная скорость должна быть не менее приведeнных в табл. 3.1 значений.
Таблица 3.1
| Условия погоды и рельеф местности | Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения вне населeнных пунктов, км/ч, для категорий дороги | ||||
| I-а | I-б и II | III | IV | V | |
| При благоприятных условиях погоды: | |||||
| а) на основном протяжении дороги | |||||
| б) на трудных участках горной местности | |||||
| При неблагоприятных условиях погоды: | |||||
| а) на основном протяжении дороги | |||||
| б) на трудных участках горной местности | |||||
| При особо неблагоприятных условиях погоды: | |||||
| а) на основном протяжении дороги | |||||
| б) на трудных участках горной местности |
Требования к обеспеченной скорости установлены с учeтом рельефа местности, в котором проложена дорога, и для различных условий погоды. При этом к трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильноизрезанными или неустойчивыми склонами.
Показатель обеспеченной скорости — это коэффициент обеспеченности расчeтной скорости (формулы 3.1. и 3.2.).
По степени влияния на состояние поверхности дорог и условия движения автомобилей условия погоды разделяются на благоприятные, неблагоприятные, особо неблагоприятные.
Условия погоды благоприятные — сухо, ясно, отсутствие ветра или ветер со скоростью до 10 м/с, отсутствие тумана, относительная влажность воздуха до 90 %, температура воздуха в пределах от –30°С до +30°С в тени.
Условия погоды неблагоприятные — отдельное и совместное действие следующих факторов: осадки в виде дождя или снегопада интенсивностью до 0,1 мм/мин, метель со скоростью более 3 м/с, ветер со скоростью более 10 м/с, туман с метеорологической дальностью менее 500 м, относительная влажность воздуха более 90 %, положительная и отрицательная температура воздуха от ±30°С до ±40°С в тени.
Условия погоды особо неблагоприятные — осадки в виде дождя и снегопада интенсивностью более 0,1 мм/мин, гололедица и гололeд, метель со скоростью ветра более 9 м/с, ветер со скоростью более 20 м/с, туман видимостью менее 200 м, температура воздуха летом выше 40°С в тени и зимой ниже –40°С.
В зависимости от условий погоды на дороге могут формироваться нормальные, трудные, очень трудные и недопустимые или допустимые в особых случаях условия движения автомобилей, а состояние дорог может оцениваться как нормальное, удовлетворительное или аварийное (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Основные показатели оценки условий движения и уровня
содержания дорог в неблагоприятные периоды года
| Оцениваемые показатели | Коэффициент КРС для дорог | |||||||
| I — III категорий | IV и Vкатегорий | |||||||
| 1,0—0,75 | 0,75—0,50 | 0,5—0,25 | <0,25 | 0,67—0,5 | 0,5—0,33 | 0,33—0,17 | <0,17 | |
| Условия движения | Нормальные | Трудные | Очень трудные | Недопустимые, допустимые в особых случаях | Нормальные | Трудные | Очень трудные | Допустимые в особых случаях |
| Состояние дорог в неблагоприятных условиях погоды | Нормальное | Удовлетворительное | Неудовлетворительное | Аварийное | Нормальное | Удовлетворительное | Неудовлетворительное | Аварийное |
| Метеорологические явления и условия | Неопасные (мало-опасные) | Опасные | Особо опасные | Особо опасные, стихийное бедствие | — | — | — | — |
| Требуемый уровень работ по содержанию | Нормальный | Усиленный | Аварийный с привлечением всех собственных средств | Полная мобилизация с привлечением средств сторонних организаций | Нормальный | Усиленный | Аварийный с привлечением всех собственных средств | Полная мобилизация или закрытие движения |
| Фактический уровень содержания | Нормальный | Удовлетворительный | Неудовлетворительный | Недопустимый или допустимый в особых случаях | Нормальный | Удовлетворительный | Неудовлетворительный | Недопустимый или допустимый в особых случаях |
С учeтом этого должен осуществляться соответствующий уровень работ по содержанию дорог, позволяющий выдерживать требования к обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения, указанные в табл. 3.1.
Под непрерывностью движения автомобилей понимается отсутствие задержек движения, вызванных несоответствием параметров или состояния дороги и дорожных сооружений нормативным требованиям (не учитываются остановки и перерывы движения из-за технической неисправности автомобилей, состояния перевозимого груза, остановки на железнодорожных переездах и у светофоров).
Не допускаются необоснованные ограничения и задержки движения по дорожным условиям. При этом под ограничением движения понимают временное запрещение движения по дороге отдельных типов транспортных средств, а под задержкой движения — вынужденную кратковременную остановку движения, связанную с дорожными условиями продолжительностью до 1 часа.
Обоснованными являются ограничения движения:
в период весенней распутицы при недостаточной прочности дорожных одежд (на период до 45 сут. в зависимости от местных условий);
при недостаточной несущей способности мостов — на период до усиления сооружений.
Обоснованными являются задержки движения:
в период выполнения ремонтных работ в пределах проезжей части дороги;
в период устранения последствий дорожно-транспортных происшествий;
в зимний период во время метелей и интенсивных снегопадов.
Пользователи дорог должны быть оповещены о задержках и ограничениях движения. Все работы по ремонту и содержанию дорог должны выполняться с минимальными помехами для движения автомобилей.
Перерывы движения (задержки движения более 1 часа) допускаются в следующих случаях:
во время стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств (природные явления, аварии, дорожно-транспортные происшествия, военные действия и т. д.);
в весенний период на время паводков и зимой во время сильных снежных метелей и снегопадов;
в периоды и на сроки, установленные проектной документацией на реконструкцию или ремонт дороги, утвержденной в установленном порядке.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в периоды особо неблагоприятных погодных условий могут устраивать перерывы движения на территориальных дорогах с интенсивностью движения до 100 авт./сут с заблаговременным оповещением об этом пользователей автомобильных дорог через средства массовой информации.
Пропускную способность и уровень загрузки дорог движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью указанные показатели не проверяют.
Уровень загрузки дороги движением — это отношение фактической интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю (N, авт./ч), к пропускной способности (Р, авт./ч)
. (3.5)
Уровень загрузки не должен превышать значений, приведенных в табл.3.3.
Таблица 3.3
| Характеристика участков дороги | Значение Z, не более |
| Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категории I-а, I-б и II) | 0,5 |
| Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории I-а) | 0,6 |
| Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории I-б, II и III) | 0,65 |
| Автомобильные дороги II—III категорий | 0,7 |
Примечание. В неблагоприятные периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более чем на 15 %.
Состояние искусственного сооружения по пропускной способности характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормативной величине, установленной для дороги данной категории. Величина отношения 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.
На автомобильных дорогах общего пользования не допускаются заторы по дорожным условиям. Максимальная интенсивность движения в часы пик не должна превышать 0,7 от пропускной способности на дорогах I и II категорий, а на остальных дорогах не должна превышать более чем в 1,5—2 раза верхнего предела интенсивности движения, установленного для данной категории дороги. При фактической величине показателя уровня загрузки более указанных в табл. 3.3 или при величине максимальной интенсивности в час пик более указанной, в том числе в неблагоприятные периоды года, должны быть разработаны мероприятия по повышению пропускной способности.
Степень соответствия состояния дорог требованиям безопасности движения оценивается по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Коэффициент происшествий определяют по формуле:
,
, где (3.6)
А — количество происшествий в год;
N — среднегодовая суточная интенсивность движения, принимаемая по данным учeта движения, авт/сут;
L — длина участка дороги, км.
Коэффициент безопасности для каждого периода года определяют как отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок или как отношение коэффициентов обеспеченности расчетной скорости на участке и на въезде:
или
. (3.7)
В процессе эксплуатации существующих дорог показатели безопасности движения должны соответствовать величинам для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года (табл. 3.4).
Таблица 3.4
| Показатели безопасности движения | Величины показателей по степени опасности участков дорог | |||
| неопасный | малоопасный | опасный | очень опасный | |
| Коэффициент безопасности | Более 0,8 | 0,6—0,8 | 0,4—0,6 | <0,4 |
| Коэффициент относительной аварийности: | ||||
| вне населeнных пунктов | Менее 0,3 | 0,3—0,7 | 0,7—1,3 | Более 1,3 |
| в населeнных пунктах | Менее 0,4 | 0,4—0,9 | 0,9—1,5 | Более 1,5 |
В горной местности на дорогах, проложенных перевальным ходом, и на дорогах, где на большом протяжении имеются продольные уклоны более 50 О/ОО и кривые в плане радиусом менее 300 м, степень опасности определяют по соотношению значений сезонного итогового коэффициента аварийности на смежных участках (табл. 3.5).
Таблица 3.5
| Разница между значениями сезонного итогового коэффициента аварийности на смежных участках, % | До 20 | 20—40 | 40—100 | Более 100 |
| Характеристика участка | Неопасный | Малоопасный | Опасный | Очень опасный |
При превышении указанных показателей производится детальная оценка безопасности движения с выявлением мест концентрации ДТП и с разработкой мероприятий по повышению безопасности движения средствами ремонта и содержания дорог.
Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют требованиям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии. К тоннелям дополнительно предъявляются требования по обеспеченности необходимым уровнем освещения и вентиляции, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Удобство движения характеризуется разницей скорости движения на смежных участках, которая не должна превышать 20 %, а также ровностью дорожного покрытия, показатель которой должен соответствовать требуемой величине.
Чтобы обеспечить высокие потребительские свойства, автомобильная дорога должна удовлетворять определенным требованиям:
ширина полосы движения, ширина проезжей части дорог и габариты ездового полотна мостов и путепроводов должны позволять размещение в их поперечном сечении движущихся автомобилей и зазоров безопасности между попутными (для дорог I категории) и встречными (для дорог II—IV категорий) автомобилями, а также зазоров безопасности между кромкой проезжей части и колесом автомобилей, движущихся с установленными скоростями;
должны быть выполнены уширения проезжей части на кривых малого радиуса в плане на величину смещения траектории движения задних колес автопоездов;
габариты приближения мостовых и других искусственных сооружений должны соответствовать категории дороги, на которой они расположены, с учетом полос движения и полос безопасности согласно требованиям нормативных документов. Высота расположения низа пролeтных строений мостов, путепроводов и других сооружений, а также высота расположения трубопроводов и других коммуникаций над поверхностью проезжей части дорог, проходящих под указанными сооружениями и коммуникациями, должна быть не менее 4,5 м на дорогах IV и V категории и не менее 5,0 м на дорогах I—III категорий.
Для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры элементов плана, продольного и поперечного профилей, инженерное оборудование и обустройство, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без резких торможений, изменений скорости и траектории движения и без недопустимых вибраций и колебаний.
Служба эксплуатации должна принимать все возможные меры по выполнению требований, предъявляемых к работам по ремонту и содержанию.