double arrow

Сущность и содержание доходов бюджета


Под доходом бюджета понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством своих функций.

Средства в бюджет изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке. Бюджет формируется за счет 3-х видов доходов:

1. налоговых

2. неналоговых

3. безвозмездных отчислений

Налоговые доходы включают в себя:

  1. республиканские налоги (сборы), пошлины, местные налоги и сборы, и др. налоговые доходы установленные законом или Президентом РБ
  2. пеня, начисленная за несвоевременную уплату налогов и сборов
  3. %-ты за пользование отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов и пеня по ним

К неналоговым доходам относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
  2. проценты за пользование денежными средствами бюджетов
  3. административные штрафы и экономические санкции, удержания
  4. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
  5. доходы от сдачи в аренду земельных участков и др.

Безвозмездные поступления могут зачисляться в доход бюджета от физ. и юр. лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.




Доходы бюджета подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы - доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе. Регулирующие доходы - доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими уровнями в целях бюджетного регулирования.

31. Методы планирования доходов бюджета

Основным источником образования доходов бюджета выступает национальный доход. В РБ основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений, они составляют свыше 90%.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов:

На 1-м этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета. Т.к. доходная часть формируется в основном за счет налогов, то проводят оценку эффективности налоговой системы.

На 2-м этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям определенных классификацией доходов бюджета исходя из прогнозируемых макроэкономических показателей. На этом этапе могут быть использованы 3 метода прогнозирования:

1. детализированное моделирование

2. применение средней фактической налоговой ставки

3. определение эластичности налогов (определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП)

Применение метода эластичности конкретного налога требует стабильного налогового законодательства и неизменной системы налогообложения.

При нестабильной экономики применение этого метода неоправданно. Поэтому в РБ используют метод средней фактической налоговой ставки. При применении этого метода необходимо определить налогооблагаемую базу и %-т изъятия.

Однако, наиболее точным является метод детализированного моделирования. Но применение этого метода требует многовариантных расчетов для выбора оптимального варианта.







Сейчас читают про: