Сравнительная педагогика как самостоятельная отрасль педагогического знания: предмет, задачи, методы

Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.

Это наука, которая преимущественно в содержательном плане анализирует состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в глобальном масштабе, раскрывает соотношения всеобщих тенденций национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур.

Сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи.

Объект сравнительной педагогики - образование как процесс социально-культурного воспроизводства человека в современном мире, а также как социальный институт в глобальном, региональном и национальном масштабах.

Предмет сравнительной педагогики - состояние, тенденции и закономерности развития мирового (зарубежного и отечественного) педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные задачи сравнительной педагогики:

- системное описание новейших и малоизвестных фактов, отображающих реальные процессы развития образования в зарубежных странах.

- систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования в этих странах.

- выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования в различных странах.

- разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования в той или иной стране.

- определение приоритетных направлений образовательной политики.

- сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.

Главный методологический вопрос сравнительной педагогики состоит в том, какой мерой и в каких формах возможно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.

Основные функции сравнительной педагогики:

-унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами

-сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования.

-прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем.

-разработка планов развития образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: