double arrow

Возрастные особенности мотивации общения.


Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности, человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный им в иных, чем эта деятельность, условиях. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опирается на те первичные и элементарно обобщенные представления о людях, которые сформировались у него в семье и яслях.

Первоначальная оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки, которые ему дают авторитетные для малыша лица. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник высказывает о другом человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная ситуационность.

С приходом ребенка в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение товарищей: действия и поступки, характеризующие их как учеников. Перед ним раскрывается возможность увидеть поведение других людей с новых сторон. Это ведет к тому, что содержание формирующихся у учащегося понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, у него развивается умение все более глубоко и правильно расшифровать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личность в целом. Чем старше возраст ребенка, тем чаще в его характеристике, данной знакомым сверстникам, встречаются высказывания об убеждениях и кругозоре, о способностях, называются черты, выражающие отношение к труду, и фиксируются качества, говорящие об особенностях волевого развития характеризуемой личности.

Чем старше возраст, тем отчетливее проявляется понимание человеком человека. Большое значение имеет интуиция -- способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных моральных и эстетических чувств: эмпатии, сопереживания, сочувствия.

Изучение мотиваций детей и подростков к общению.

Можно раскрыть сущностные характеристики интимно-личного, стихийно-группового и социально-ориентированного общения подростков. Установлено, что неразвитость интимно-личного и стихийно-группового общения препятствует развертыванию его наиболее значимой - социально-ориентированной формы. В то же время интимно-личное и стихийно-групповое общение выступают как ситуации замещения при неприятии подростка в мир взрослых, отвечая стремлению 10-15-летнего ребенка обладать определенными умениями и внешними данными, манерами поведения, свойственными, по его мнению, взрослым, самостоятельным людям. Данные формы общения доминируют при отсутствии задаваемой общественно полезной деятельности. Именно организация такой развернутой, адекватно мотивированной общественно полезной деятельности создает возможности для удовлетворения развивающейся у подростка потребности в утверждении новой социальной позиции, обеспечивая расширение социально-ориентированной формы общения, представляющей оптимальное условие его личностного становления.


Сейчас читают про: