Общая характеристика работы. Старобахин Николай Николаевич

Старобахин Николай Николаевич

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Диссертация выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Качкаева Анна Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Самарцев Олег Робертович
кандидат филологических наук, профессор
Дзялошинский Иосиф Михайлович

Ведущая организация – Российский Университет Дружбы Народов

Защита диссертации состоится 13 февраля в 17 часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, К-9, ГСП-9, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ по адресу: Москва, К-9, ГСП-9, 125009, ул. Моховая, 9

Автореферат разослан 25 декабря 2008 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,
кандидат филологических наук доцент В.В. Славкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Россия рубежей XX-XXI веков располагает развитой системой печати и радио, в стране стремительными темпами развивается Интернет (к 2007 году число его пользователей превысило 25 миллионов), тем не менее основным источником информации для большинства населения оставалось и остается телевидение. Среди всех СМИ именно телевидение оказывает наибольшее воздействие на аудиторию, это обусловлено не только его охватом, но и основными свойствами. За ТВ, в отличие от газет или Интернета, не надо платить (символическая плата за коллективную антенну не воспринимается как плата за ТВ), это делает его еще и самым доступным СМИ. По данным опросов, 90% людей узнают о новостях по телевидению. Так что оно фактически обладает монополией на снабжение информационными потоками значительной части населения.

Отражая на экране те или иные события, телевидение создает особую медиа-реальность (то есть «псевдореальность», существующую параллельно с действительной, «ложную окружающую среду» - термин У. Липпмана), заметно отличающуюся от истинной действительности. При этом зрители, зачастую не имея возможности проверить сообщения электронных СМИ, вынуждены доверять им, принимая телевизионную реальность за подлинную, а события, попадающие в фокус внимания ТВ, – за действительно важные.

Не ощущая подмены эмпирической действительности предлагаемой медиа-реальностью, аудитория выстраивает свои отношения с окружающим миром, ориентируясь во многом не на саму реальность, а на ее телевизионную интерпретацию. Эта интерпретация, формирующая образ события или проблемы, становится важнее происходящего в реальности, а освещение событий – важнее самих событий. Зачастую какое-либо явление действительности, вне зависимости от своего масштаба, может стать по-настоящему заметным, только если попадет на телеэкран и в силу этого приобретет политическую значимость. И наоборот, даже крупное событие, если оно не замечено ТВ, может не произвести никакого эффекта. Таким образом, телевидение не просто предлагает аудитории информационную повестку дня, то есть список наиболее важных, по мнению телеканалов, тем и событий, но и вынуждает разделять это мнение.

Освещение определенных событий и – шире – вся медиа-реальность зависят, в первую очередь, от редакционной политики телеканалов. Ее составными частями являются программная политика, то есть принципы телевизионного программирования канала, и информационная политика, связанная с его деятельностью в информационной сфере. Редакционная политика телеканалов в исследуемый период претерпела существенные изменения, вызванные целым рядом политических и экономических факторов.

Значительная часть изменений в системе телевизионного поля, начиная с 1999 года, была напрямую связана с изменениями политической ситуации в стране. С приходом к власти В. Путина и новой «бюрократическо-силовой элиты» государство установило новые «правила игры» для бизнеса, в том числе и медиа-бизнеса, что сказалось на всей системе электронных СМИ. Информационные войны, ставшие символом системы СМИ 90-х, ушли в прошлое. Начало XXI-го века прошло под знаком огосударствления телевидения. Под контроль государства перешли сразу два канала из «большой тройки» - ОРТ и НТВ. «Шестая кнопка» дважды меняла свое название и владельцев: сначала – с приходом «команды Е. Киселева» – приобрела заметное политическое влияние, а затем, став специализированным спортивным каналом, выпала из политической сферы и сферы интересов данной работы. Канал Рен-ТВ, напротив, обрел некий политический вес, хотя при этом и не сумел стать одним из лидеров телеэфира. Московский ТВ-Центр, выйдя на федеральный уровень, практически не изменился. Развлекательный канал СТС бурно прогрессировал, по популярности к 2006 году вплотную приблизившись к большой тройке, и вышел на твердое четвертое место. Занял свое место в сегменте развлекательных СМИ, ориентированных на молодежную аудиторию, канал ТНТ.

Смена собственника влияла не только на судьбу журналистского коллектива, но и на программную политику конкретного канала. Впрочем, программная политика телеканалов в исследуемый промежуток времени определялась не только принадлежностью к тому или иному владельцу.

Актуальность исследования заключается в том, что оно затрагивает новый период трансформации телевидения, отличающийся от периода 90-х годов. Исследуемый временной отрезок по сути представляет собой законченный этап в истории страны, связанный с президентством В. Путина. Этот этап имеет свои политические, экономические, социальные, идеологические и ментальные особенности, которые не могли не отразиться и на телевизионной сфере. В работе предпринята попытка проследить изменения телевизионного поля, произошедшие за исследуемый период, и выявить характерные черты того телевизионного пространства, которое сложилось в стране к его окончанию. Эти изменения заметно трансформировали программную политику телеканалов. Подобная трансформация имела и объективные причины (усталость аудитории от периода «информационных войн», естественное стремление к развлечению как к наиболее приятному и простому для восприятия зрелищу), и ситуативные (к последним можно отнести смену правящей элиты и установление ей новых «правил игры» в сфере телевидения).

Телевизионный контент не только отражает социальные, политические и экономические изменения, произошедшие в обществе, но и демонстрирует новый виток в организации творческих процессов. В последние годы телевидение авторское, журналистское все очевиднее становится продюсерским, а значит, все более технологичным и конструирующим медиа-реальность. Попытка понять трансформацию программной и информационной политики каналов исследуемого семилетнего периода может оказаться плодотворной для прогнозирования будущих изменений в сфере телевидения.

Объектом исследования стал телевизионный контент в условиях экономических, политических, организационных и коммуникационных перемен с 1999 по 2006 год.

Предметом исследования автор избрал информационную и программную политику общенациональных российских телеканалов. Президентским указом «общенациональными каналами» объявлены ОРТ («Первый канал»), РТР («Россия») и НТВ. (В 2007 статус «общенационального» получил еще и петербургский «Пятый канал»). В данной работе им уделено основное внимание. Однако признаками общенационального канала можно назвать также его охват, размер аудитории и универсальный формат программирования. По этим показателям в исследуемый период на обозначенный уровень вышел и столичный канал ТВ-Центр, на статус общенационального претендует и «шестая кнопка» (канал ТВ-6 до 2001 года, ТВС (2002-2003)), они также в фокусе внимания автора.

Цель диссертационного исследования – проследить трансформацию информационной политики как части программной концепции общенациональных российских телеканалов в контексте современной ситуации в стране, выявить ключевые особенности повестки дня и телевизионного поля, сложившегося к концу исследуемого периода. Цель работы реализуется в ряде задач:

• выяснить взаимоотношение информационной, часто понимаемой как редакционной, и программной политики каналов

• изучить основные аспекты современного телевизионного поля и рассмотреть характер его становления

• определить ключевые черты медиа-реальности и рассмотреть ее взаимодействие с действительностью в период трансформации телевидения авторского в продюсерское

• исследовать цели и механизмы конструирования медиа-реальности и причины телевизионной мифологизации

• рассмотреть механизмы влияния информационной и редакционной политики на формирование повестки дня

• выявить принципы и особенности формирования информационной повестки дня

• определить основные факторы формирования программной политики телеканалов

• провести анализ эфирной сетки основных телеканалов страны

• проанализировать освещение общенациональными телеканалами некоторых наиболее значимых событий

Теоретической базой исследования стали разработки в области лингвистики, политологии, социологии, коммуникативистики, психологии. Необходимость обращения к разным дисциплинам продиктована многогранностью и сложностью исследуемой проблемы.

Комплексное представление о системе отечественного телевидения дают труды видных исследователей Р.А. Борецкого, В.М. Вильчека, В.В. Егорова, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, В.Л. Цвика1.

Вопросам теории журналистики, а также взаимодействию СМИ и власти уделяли свое внимание известные исследователи отечественной журналистики Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, М.В. Шкондин2, а также политологи и социологи П. Бурдье, М. Вебер, Дж. Кин, В.Д. Попов, А.И. Соловьев, Г. Шиллер3.

Рассматривая одно из ключевых понятий исследования – «медиа-реальность», автор использовал труды М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюена4, Г. Шиллера. Изучение психологического аспекта воздействия медиа-реальности и особенностей ее восприятия человеческим сознанием представлено в трудах видных психологов, социологов и философов П. Вирилио, Л. Войтасика, Г. Лебона, Л.В. Матвеевой, С. Московичи, Э. Фромма5.

Исследуя вопросы телевизионной мифологии, автор обращался к трудам таких ученых, как Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили, В. Полосин6. Современным политическим мифам посвящены работы И.М. Дзялошинского, Г.Г. Почепцова, А.М. Цуладзе. Исследование манипуляций, в том числе производимых телевидением, проводится в трудах Г.В. Грачева, П.С. Гуревича, Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурзы.

Проблема формирования и специфики информационной «повестки дня» представлена в работах В.Н. Амелина, Д. Брайанта, Л.Л. Реснянской, кроме того, на основе исследований зарубежных авторов ее изучали Е. Дьякова и А. Трахтенберг.

Исторический аспект работы базируется на трудах исследователей отечественного телевидения В.В. Егорова, И.И. Засурского, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаевой, В.Л. Цвика7. При рассмотрении языкового аспекта автор использовал труды известных лингвистов А.В. Калинина, В.Г. Костомарова, О.А. Лаптевой, С.В. Светаны-Толстой8. Кроме того, в работе использовались также статьи и высказывания известных телевизионных практиков Л. Парфенова, В. Познера, А. Роднянского, К. Эрнста.

Программное содержание основных российских телеканалов подвергалось исследованию и в кандидатских диссертациях Ю.И. Долговой и Я.В. Назаровой9. Однако эти работы базируются на материале 1990-х годов, и не рассматривают программную политику российских телеканалов начала XXI-го века.

Таким образом, научная новизна работы состоит в том, что здесь впервые представлена попытка комплексно рассмотреть отечественное телевидение на новом этапе его развития – на рубеже веков, проследив трансформацию телевизионного поля и выявив тенденции, характерные для данного времени. В работе предпринята попытка проследить скрытый от общественности процесс превращения «сообщения» (или иного другого телевизионного контента) в элемент редакционной/программной политики канала, а также взаимосвязь цепочки «реальность (внешний мир)» – «информационная повестка дня» – «редакционная/программная политика» – «медиа-реальность». «Раскодирование», расщепление элементов этой цепочки на составляющее их содержание позволяет зафиксировать практически неуловимые процессы взаимовлияния коммуникации и реальности. Также в работе описаны особенности становления нового этапа в развитии телевидения и проанализировано освещение конкретных событий основными телеканалами в контексте политической ситуации в стране. Кроме того, в диссертации впервые вводятся в научный оборот и фиксируются временные рамки исследуемого периода, ставшего цельным и законченным этапом в развитии телевизионной системы страны.

Эмпирическая база исследования разнообразна. В нее вошли информационные тексты и видеозаписи, отдельные телевизионные документы и материалы, в том числе предназначенные «для внутреннего пользования», материалы периодической печати и социологические опросы, материалы сети Интернет.

Основным методом исследования, применяемым автором, стал сравнительный анализ. В работе последовательно сопоставляются признаки программной и информационной политики различных телеканалов: от внешнего выражения программной политики – эфирной сетки вещания, до частных примеров проявления информационной политики – освещения некоторых наиболее значимых событий в теленовостях. Кроме того, используется системно-исторический метод вкупе с принципом комплексного подхода. Это дает возможность выделить основные общественно-политические и социально-экономические факторы, повлиявшие на формирование существующей системы российского телевидения, и проанализировать состояние этой системы в целом.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1999 по 2006 год, то есть с момента фактического прихода к власти В. Путина и начала постепенной трансформации в связи с этим отечественной медиасистемы до времени, когда российское телевидение «эпохи Путина»10 было окончательно сформировано, превратившись в устойчивую систему со своими законами. Притом некоторое время, прошедшее с момента завершения исследуемого периода, дало возможность проведения более тщательного анализа и установления более взвешенного подхода. Исследуемый период – 7 лет – позволяет проследить динамику в изменении и развитии отечественного ТВ.

Нужно признать, что предвыборные кампании 2007-2008 гг. лишь подтвердили правильность установленных и указанных в данной работе принципов. Телевидение по-прежнему было встроено в единую систему, обеспечивающую преемственность власти, так и не проявив себя самостоятельной «четвертой властью». Освещение политически значимых событий этих лет на общенациональных телеканалах выстраивалось по тем же принципам, что и в первые годы XXI века. А смена президента в 2008 не привела, да и вряд ли сразу могла привести к существенной трансформации поля электронных масс-медиа. Основные изменения телевизионного поля «эпохи Путина» происходили в рамках исследуемого семилетнего периода.

Научно-практическая значимость исследования заключается в расширении спектра знаний о программной и информационной политике телеканалов и ее отражении в сетке вещания и информационных выпусках. Кроме того, данная работа может быть полезной в плане определения методов и способов ограничений и цензуры на современном российском телевидении.

На защиту выносятся следующие положения:

• главная особенность российского телевизионного поля исследуемого периода – совмещение моноидеологической государственной
модели информационного и общественно-политического вещания с
развлекательной идеологией коммерческого телевидения, ориентированного на массового потребителя

• характерная особенность периода – нарастающая унификация
программной и информационной политики общенациональных каналов,
отражающая как российские особенности развития телевизионной индустрии, так и мировые тенденции в сфере аудиовизуальных коммуникаций

• основным направлением трансформации программной политики общенациональных телеканалов в исследуемый период становится «движение к развлечению»

• телеканалы, коммерческие по сути и способу организации, заинтересованы в производстве развлекательного содержания для получения прибыли; с другой стороны, связанные с «истеблишментом» и контролируемые государством, они вписаны в систему политической и экономической лояльности и не могут не поддерживать «правящую» идеологию

• телевидение по способу производства содержания из авторского, журналистского, становится все более продюсерским – технологичным, конструирующим медиа-реальность

• редакционная политика телеканалов заметно влияет на информационную повестку дня, причем это воздействие имеет и обратный характер

• все более жесткий контроль государства над информационными потоками существенно влияет на редакционную политику, навязывая повестку дня

• элементы цензуры на современном российском телевидении встречаются на всех этапах производства информации – от ее поиска и отбора до невозможности выдачи в эфир уже готового материала

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя более 150-ти наименований, и приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: