Сингулярности

Франц. singularites. Одно из многочисленных парных понятий, используемых Ж. Делезом и Ф. Гваттари в их книге «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип»(1972) (Deleuze, Guattari:1972; русский перевод — Делез, Гваттари: 1990). Сингу­лярности фигурируют в составе оппозиции «агре­гаты/сингулярности», которая в свою очередь входит в ряд других оппозиций: «структуры/элементы, территориализации/детерриализации, пределы/потоки, порабощение/бегство, моляр­ный/молекулярный и т.д.». Вся эта система понятий служит для описания двух основных форм, или «полюсов» существования об­щества: либо укрепление его господства над индивидом, либо борьба последнего против общества.

Первый из этих полюсов представляет собой господство боль­ших агрегатов, или молярных структур, второй включает в себя микромножества, частные парциальные объекты, которые подры­вают стабильность структур (эти парциальные объекты и есть сингулярности). Делез и Гваттари определяют эти два полюса следующим образом: «один характеризуется порабощением про­изводства и желающих машин (&& желание) стадными совокупностями, которые они образуют в больших масштабах в условиях данной формы власти или избирательной суверенности; другой — обратной формой и ниспровержением власти. Первый — теми молярно структурированными совокупностями, которые подавля-


[259]

ют сингулярности...; второй — молекулярными множествами сингулярностей» (Deleuze, Guattari:1972, с. 366-367).

Из аргументации Делеза и Гваттари ясно следует, какое боль­шое, если не принципиальное значение они придавали понятию сингулярности. Сам термин может переводиться как «единичность», «оригинальность», «исключительность», «своеоб­разие неповторимости». Наиболее четкое описание сингулярности дал М. К. Рыклин, подчеркнувший, что Делез критикует «метафизику и трансцендентальную философию» за их понимание «произвольных единичностей (сингулярностей) лишь как персо­нифицированных в высшем Я. Будучи доиндивидуальными, не­личностными, аконцептуальными, сингулярности, по Делезу, ко­ренятся в иной стихии. Эта стихия называется по-разному — ней­тральное, проблематичное, чрезмерное, невозмутимое, но за ней сохраняется одно общее свойство: индифферентность в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и кол­лективного и других аналогичных противопоставлений (бинарных оппозиций). Произвольная единичность, или сингулярность, не­определима с точки зрения логических предикатов количества и качества, отношения и модальности. Сингулярность бесцельна, ненамеренна, нелокализуема» (Рыклин: 1991, с. 89).

Иными словами, в какой бы форме ни выступала «сингулярность», — в форме явления, события, реально-наличного или лишь только умопостигаемого феномена, — глав­ный смысл введения этого понятия заключается в замене концеп­ции субъекта «безличным и доиндивидуальным полем» (там же, с. 88). Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой «теоретической смерти субъекта» как независимого, суверенного индивидуального сознания.

Сингулярности, образуя не подчиняющиеся жестким структу­рам «роевые» сообщества — «множества», противостоят обшир­ным совокупностям-агрегатам, управляемым по иерархическим, авторитарным законам. Обширные агрегаты, или молярные струк­туры, подчиняют себе «молекулы» общества, в то время как орга­низация общества на молекулярном уровне включает в себя мик­ро-множественности, или парциальные объекты, которые разру­шают, подрывают структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: