Как в доброе, так и в злое

В. Допустимо ли оправдывать происшедшее предопределением?

О. Оправдывать предопределением можно только беды и несчастья, поскольку они происходят по предустановлению Аллаха и Его предопределению, независимо от нашей воли. Всевышний Аллах сказал:

«Ни одно несчастье не приходит, как только с соизволения Аллаха»

(Взаимные утраты и награды (Ат-Тагабун), II).

Ибн Аббас сказал: «То есть, по велению Аллаха, что означает — по Его предопределению и Его предустановлению».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Стремись к тому, что несет выгоду тебе, ищи помощи у Аллаха, и не будь безвольным. Если же с тобой случилось какое-нибудь несчастье, то не говори: «что, если бы я сделал иначе, то было бы по-другому». Скажи в таком случае: «Аллах предопределил это и сделал то, чего желал», так как слова «если бы» открывают возможность перед шайтаном вмешаться в дело».

(Об этом рассказал Муслим).

Оправдывать же непокорность Аллаху предопределением присуще язычникам, о которых Аллах сказал:

Приобщающие богов к Богу скажут:

«Если бы было то угодно Аллаху, не смогли бы мы приобщить к Нему богов, и не смогли бы сделать этого отцы наши, и не могли бы мы запрещать что-либо»

(Скот (Аль-Анъам), 148).

Оправдывающийся предопределением является либо невежественным подражателем, либо злостным безбожником. Он противоречит сам себе. Он никогда не согласится с тем, чтобы кто-то посягнул на него, а затем оправдался что: «Это предустановление Аллаха и Его предопределение!» Аллах направил своих посланников и ниспослал с ними Книги, разъясняющие людям, где лежит путь к счастью, а где к беде. Он наградил человека разумом и способностью мыслить, указав ему, где заблуждение, а где истинный путь. Всевышний Аллах сказал:

«Мы указали ему путь, благодарен ли он или неблагодарен»

(Аль-Инсан, 3).

Всевышний также сказал:

«И одарил ее (душу) сознанием того, что во зло ей, и что во благо ей. Истинно, тот, кто очищает ее, тот преуспевает; а тот, кто портит ее, тот погибает»

(Солнце (Аш-Шамс), 8-10).

Если человек перестает молиться или пьет вино, то он заслуживает наказания за нарушение предписания Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). При этом ему следует покаяться, а не ссылаться на предопределение.

В. Можно ли прекращать дела и уповать на предопределение?

О. Нам не следует прекращать нашу деятельность, так как Всевышний Аллах сказал:

«Итак, что касается того, кто жертвует и есть богобоязнен, и верит в лучшее воздаяние (т. е. в Рай), будем Мы облегчать для него благое дело»

(Ночь (Аль-Лайл), 5-7).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Трудитесь же, действуйте, ибо каждому будет облегчено то, для чего он создан».

(Об этом рассказали Аль-Бухари и Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Сильный верующий угоднее и любезнее для Аллаха, чем слабый верующий. И во всем есть свое добро. Стремись к тому, что несет выгоду тебе, ищи помощи у Аллаха, и не будь слабовольным. Если же с тобой случилось какое-нибудь несчастье, то не говори, что «если бы я сделал иначе) то было бы по-другому». Скажи в таком случае: «Аллах предопределил это и сделал то, чего желал, так как слова «если бы» открывают возможность перед шайтаном вмешаться в дело».

(Об этом рассказал Муслим).

Что дает этот хадис?

Верующий, которого любит Аллах, — это тот верующий, который силен своей верой и который трудится и стремится к выгоде для себя, ищет помощи у Аллаха Одного и предпринимает соответствующие меры. Если же затем случаются неприятности, то сильный верующий не сожалеет, а удовлетворяется тем, что предопределил Аллах:

«Но возможно, что вам не понравится то, что есть благо для вас, и, возможно, что вам не понравится то, что есть зло для вас. Аллах знает все, а вы не знаете»

(Корова (Аль-Бакара), 216).

В. Какова мудрость происходящих бед и несчастий?

О. Если человек ощущает собственную силу, то он становится несправедливым и заносчивым, пребывая в убежденности, что ему абсолютно все по силам. Если же человек видит, как уменьшается его сила, пока он не становится полностью беспомощным, приходя в отчаяние от собственного бессилия, то здесь проявляется его подлинное лицо. Исчезают заносчивость, жестокость и надменность. И вот здесь человек прибегает к Аллаху, будучи убежденным, что только Он Один может спасти его, а все остальное — ничто.

Всевышний Аллах сказал:

«Когда даруем Мы щедроты человеку, он отвращается и отходит в сторону; но, когда зло коснется его, вот! Начинает он воссылать долгие молитвы»

(Разъяснены (Фуссылат), 51).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: