double arrow

Могильное блаженство и мучение

В. Как в соответствии с шариатом посещать могилы, и почему мы посещаем их?

О. Посещение могил желательно в любое время, так как в этом есть польза и оно имеет свой этикет:

1. Проповедь и назидание живым о том, что они тоже умрут и должны готовиться к этому своими добрыми делами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Я раньше запрещал вам посещать могилы, а теперь посещайте их».

(Об этом рассказал Муслим).

По другой версии Хадиса следует:

«Это напомнит вам о будущей (загробной) жизни».

(Достоверный хадис, рассказанный Ахмадом).

2. Испрашивание прощения для умерших. При этом не допускается обращать мольбу к мертвым или просить их о молитве за посетителей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил своих сподвижников произносить при входе на кладбище:

«Мир вам, жители загробного мира из верующих и мусульман. Поистине, если будет угодно Аллаху, мы догоним вас. Просим Аллаха ниспослать нам и вам благополучие».

(Об этом рассказал Муслим).

3. На могилы нельзя садиться и молиться, обратившись к ним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не молитесь, обратившись к могилам, и не садитесь на них».

(Об этом рассказал Муслим).

4. Будучи у могил, не читайте ничего из Корана, включая Аль-Фатиху. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не превращайте дома ваши в могилы. Истинно, шайтан бежит из дома, где читается сура Аль-Бакара».

(Об этом рассказал Муслим).

Этот хадис указывает на то, что могилы не место для чтения Корана, в отличие от домов. Не установлено и нигде не говорится, чтобы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники читали Коран для мертвых. Они лишь только молились за них.

Закончив похороны, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоя говорил:

«Просите прощения для брата вашего и просите ему стойкости. Истинно, его спрашивают сейчас».

(Достоверный хадис, рассказанный Аль-Хакимом).

5. Не следует возлагать цветы на могилы, так как Посланник Аллаха и его сподвижники этого не делали. В этом обычае есть уподобление христианам. Лучше стоимость цветов пожертвовать бедным. Так будет лучше и для покойника и для бедняков.

6. Не следует белить и красить могилы, а также возводить на них какие-либо сооружения. В хадисе сказано:

«Запрещается белить могилу и строить на ней».

(Об этом рассказал Муслим).

7. Берегись же, о мой брат-мусульманин, обращать свою молитву к мертвым или искать у них помощи, так как это есть тягчайшее язычество (ширкуль-акбар). Покойники ничем не владеют. Взывай к Одному Аллаху, так как Он Всемогущ и Отзывчив.

В. Что свидетельствует о благе могилы и ее наказании?

О. Всевышний Аллах сказал:

«И злое наказание постигло народ фараона: огонь! Они подвергаются ему утром и вечером (в могиле). И в день, когда придет Час, будет сказано: «Ввергни народ фараонов в тягчайшее наказание»

(Прощающий (Гафир), 45-46).

Всевышний Аллах сказал:

«Аллах укрепляет верующих твердо на крепком слове как в этой жизни, так и в жизни будущей»

(Ибрагим, 27).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда умирает кто-то из вас, то утром и вечером ему показывают место. Если ему суждено быть в Раю, то он среди обитателей Рая, а если ему суждено быть в огне, то он среди обитателей огня. Ему скажут: «Вот твое место, где ты будешь находиться, пока Аллах не воскресит тебя в день Воскресения».

(Текст согласован).

В. Какие вопросы будут заданы человеку в могиле?

О. В Хадисе сказано, что к верующему придут два ангела. Усадив его, они спросят:

1. Кто твой Господь? Он ответит: «Мой Господь — Аллах».

2. Какая твоя религия? Он ответит: «Моя религия — Ислам».

3. Что это за человек, который был послан к вам? Он ответит: «Посланник Аллаха».

Откуда ты все это знаешь? Он ответит: «Я читал Книгу Аллаха, уверовал в Него и был правдив в своей вере».

И тогда глашатай воззовет с небес: «Правдив Мой раб, приготовьте ему ложе из Рая, и оденьте его в райские одежды и отворите ему райские врата». И вкусит тогда он ароматы и прелести Рая и расширится для него могила насколько хватает глаз, и откроется ему в могиле сияющая даль.

Что же касается неверного, то к нему также придут два ангела, посадят его и спросят:

1. Кто твой Господь? Он ответит: «А... А... Я не знаю!»

2. Какая твоя религия? Он ответит: «А... А... Я не знаю!»

3. Что это за человек, который был послан к вам? Он ответит: «А... А... Не знаю!»

И тогда провозгласит глашатай с небес: «Если солгал раб Мой, то приготовьте ему ложе из огня, откройте ему врата в огонь. И тогда вкусит он чудовищного жара и знойного воздуха, а могила так стиснет его со всех сторон, что ребра его перемешаются».

(Об этом рассказали Ахмад, Абу Дауд и другие. Аль-Албани признал этот хадис достоверным. См.: «Сахихаль-Джамиа, № 1672).

В. Можно ли совершать путешествие к могилам?

О. Нельзя совершать путешествия к могилам, особенно для благословения, получения баракат, испрашивания чего-то или взывания к мертвым, даже если это могила посланника (да благословит его Аллах и приветствует) или угодника Аллаха. Всевышний сказал:

«И что бы ни давал посланник вам, берите это; и что бы ни запретил он вам, воздержитесь от того»

(Переселение (Аль-Хашр), 7).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Держать путь можно только к трем мечетям: Священной мечети (возле Каабы), этой моей мечети (в Медине) и мечети «Аль-Акса» (в г. Аль-Кудус [6]).

(Текст согласован).

Из этого хадиса очевидно, что поездка в Медину осуществляется с намерением посетить мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не могилу, так как совершение молитвы в мечети Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) в тысячу раз лучше, чем в обычной мечети. Войдя в мечеть, мы уже приветствуем посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обоих его асхабов Абу Бакра и Омара, да будет доволен ими Аллах.

В. В чем заключается цель верующего и какова цель неверного?

О. Цель верующего в жизни состоит в том, чтобы снискать удовлетворение и благосклонность его Творца, предмета поклонения, и приблизиться к Нему. Средством достижения этой цели являются праведные и добрые дела, а также повиновение повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«О вы, верующие, бойтесь Аллаха и ищите пути приблизиться к Нему, и подвизайтесь на пути Его, дабы вы могли преуспеть»

(Скот (Аль-Маида), 35).

Каттада сказал: «Приближайтесь к Нему повиновением Ему и угодными Ему делами».

(См.: Ибн Касир, 2/25).

Что же касается неверного, то он живет исключительно для того, чтобы удовлетворять свои потребности, совершенно игнорируя неизбежный конец, который ждет его в конце пути. Всевышний Аллах сказал:

«Те, которые не веруют, услаждаются и насыщаются, подобно скоту, обителью их будет Ад»

(Мухаммад, 12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: