Под газом

Употребляй в меру

В этой главе рассказывается о ручке газа - самом возбуждающем устройстве мотоцикла. Скорость манит всегда, но этот зов должен уравновешиваться опасностями реального мира - вроде заполненных машинами улиц или полицейских радаров. Готов поспорить, что когда вы освоите приемы из этой книги, цифры на спидометре станут меньше вас волновать - предметами вашего обожания станут идеальная траектория в повороте, точное торможение с одновременным переключением вниз и меньшее среднее время прохождения любимого маршрута.

Неправильное использование газа является причиной большинства неспровоцированных аварий с мотоциклистами. Ничего удивительного - если подержать ручку открытой всего несколько секунд, цифры на спидометре большинства современных мотоциклов станут трехзначными. Спортбайк-шестисотка проходит четверть мили примерно за 10 секунд, литры выходят из 9-ти, и заметьте - это мотоциклы, которые продаются в магазинах.

Подержите газ открытым подольше, и скорость шестисотки перевалит за 150 миль в час, а мотоцикла класса "больше литра" за 190 миль в час. Эти данные получены на слете Southern California Timing Association, проходившем на дне высохшего озера Эль Мираж. Возможно, вы тоже знаете участок хайвея, позволяющий положить стрелку тахометра в красную зону на высшей передаче, хотя большинство американских дорог для таких опытов не годится. Самое плохое, что ручку газа очень легко открутить, но справиться с результатом очень трудно.

Давайте не будем питать иллюзий - любой придурок умеет ускоряться по максимуму. Придурки доказывают это каждый день, пополняя списки жертв неспровоцированных мотоаварий, вызванных превышением скорости. Это они оставляют черные полосы на асфальте, начинающиеся прямо перед поворотом и упирающиеся в отбойник или дерево на обочине.

В откручивании ручки нет ничего трудного, таким умением не стоит гордится. Гораздо труднее и достойнее освоить приемы, в которых точная работа газом является ключевым моментом.

Из четвертой главы вы знаете, что правильное использование газа помогает поворачивать. Вы закрываете газ перед поворотом, чтобы загрузить переднее колесо и сжать вилку. Медленный мотоцикл охотнее наклоняется.

Открытие газа перемещает вес с передней на заднюю шину, распрямляет вилку и заставляет байк либо поддерживать угол наклона, либо уменьшать его, в зависимости от степени открытия газа и мощности мотоцикла. Вот почему так трудно рулить ускоряющимся байком. Подумайте сами - передняя вилки распрямилась, значит рулевая геометрия байка стала более устойчивой. Но если сбросить газ и сжать вилку, то геометрия меняется в сторону лучшей поворачиваемости. Итак, простым перемещением веса вы меняете поведение своего мотоцикла, делая его то более устойчивым, то более поворачиваемым. Конечно, можно повернуть байк и на полном газу, но вам потребуется большее временя и расстояние. Заведите привычку закрывать газ перед поворотом. Это всегда помогает, особенно если добавить немного тормозов.

ОТ ВКЛ. К ВЫКЛ.

Обращайтесь с газом аккуратно. Плавно закрывайте его. Прикрывайте его потихоньку. Чувствуйте, как ручка подходит к положению холостого хода. Медленно переходите от отрытого к закрытому газу.

Понимаете, о чем я? О вредной привычке закрывать газ одним резким движением, из-за чего вес, который только что загружал заднее колесо, немедленно перебрасывается вперед.

Но это не самое страшное. А самое страшное кроется в психологии человека - вашей в том числе. Как только вы закрываете газ, вы немедленно хватаетесь за тормоз. Тут-то и начинаются вещи пострашнее, чем приближающийся поворот или перекресток.

Когда вы слишком резко схватитесь за тормоз, это скорее всего приведет к блокировке переднего колеса или к стоппи. Вы, естественно, испугаетесь и тут же отпустите тормоз. В результате ваш тормозной путь возрастет - часто с болезненными последствиями.

Итак, возвращаясь к истокам проблемы - старайтесь закрывать газ мягко и контролируемо, потому что это "успокоит" ваши пальцы и они не сразу вцепятся в тормоз. Закройте газ резко на низких оборотах, и ничего страшного не произойдет. Сделайте ту же ошибку у ограничителя, и ваше заднее колесо сорвется в юз, особенно если вы при этом еще и вцепитесь в рычаг тормоза. Учитесь при любых обстоятельствах плавно и мягко действовать правой рукой - именно в ней спрятана ваша судьба.

НЕ ОТЖИГАЙ

Агрессивный стиль вождения делает ваши поездки по улицам еще опаснее. Если закрывать газ со слишком большой скорости, байку понадобится какое-то время, чтобы стабилизироваться. В это время он становится неуправляемым, и водитель превращается в беспомощного пассажира. На скорости 60 миль в час байк проходит за секунду 88 футов. Если он стабилизируется за полсекунды, значит он пройдет половину этого расстояния. У вас всегда есть 44 фута в запасе?

Если вы станете уважительно относиться к ручке газа и поворачивать ее только плавными мягкими движениями, ваш мозг лучше сможет прикинуть скорость входа в поворот или оценить тормозной путь, потому что теперь ему не надо отвлекаться на панику. Вы больше не захлопываете дроссельные заслонки и не хватаетесь за тормоз, поэтому переднее колесо не блокируется в тот момент, когда заднее болтается, как флаг на ветру. Ваш мозг может подумать о таких занятных вещах, как скорость прохождения поворота, угол наклона, траектория. А все потому, что вы закрыли, а не захлопнули газ.

ТРЕНИРОВКА: ДЕЛАЙ ЭТО МЕДЛЕННО

Довольно непросто научиться плавно закрывать газ, поэтому я не рекомендую начинать тренировки с подлета к повороту на 65-ти милях в час. Начните с малого - с первой передачи. Подыщите себе пустую парковку или заброшенную дорогу и начинайте ускоряться и замедляться на разных оборотах. Поначалу вращайте ручку очень медленно, попеременно открывая и закрывая газ. Сконцентрируйтесь на движении правой руки, оттачивайте ловкость в обращении с ручкой. Когда у вас начнет получаться, увеличьте обороты и постарайтесь работать с газом так же плавно, но побыстрее. Найдите предел, когда вы можете максимально быстро закрывать и открывать газ, сохраняя плавность. Этот прием нужно особенно настойчиво тренировать тем, кто участвует в гонках, потому что в условиях соперничества все действия инстинктивно становятся агрессивными.

Применяйте этот прием при вождении машины, пикапа, кроссового мотоцикла - всего, что имеет дроссель. Обратите внимание, как вы нажимаете педаль газа в машине. Заведите привычку никогда не делать этого слишком резко. Вам обязательно нужно научиться плавной работе с газом, потому что иначе, когда вы начнете ездить быстрее и использовать большие углы наклона, вы не сможете правильно загрузить пятна контакта шин с поверхностью дороги.

ПРИКРЫТ, НО НЕ ЗАКРЫТ - ПОМНИТЕ О РОВНОМ ГАЗЕ

Давайте вспомним предыдущую главу. Вы подходите к повороту на закрытом газе, загружая переднее колесо, и наклоняете байк. Если в наклоне слишком сильно загрузить переднюю шину, она потеряет сцепление с дорогой, поэтому вы должны научиться так открывать газ, чтобы чуть-чуть разгрузить перед, но не начать ускоряться. Такое положение дросселя называется "ровный газ".

Тут главное не перестараться. Любой перебор с газом грозит двумя неприятностями. Во-первых, как мы знаем из главы 4, ускоряющийся байк хуже рулится, поэтому можно промахнуться мимо апекса. Во-вторых, это может привести к сносу заднего колеса, на которое в наклоне, помимо тяги, действует еще и центробежная сила. Результат такого сноса называется хайсайд (high side - буквально "высокая сторона"): байк скользит наружу поворота, потом шина неожиданно снова обретает сцепление с дорогой, и байк резко распрямляется, катапультируя водителя через внешнюю (высокую) по отношению к повороту сторону.

Ровный же газ стабилизирует угол наклона, немного разгружает переднюю шину, слегка загружает заднюю и дает водителю восхитительное чувство устойчивости. Запомните, цель ровного газа не ускорение, а стабилизация мотоцикла в повороте.

Главное преимущество плавной работы газом - возросшая скорость, не больше и не меньше. Если байк не раскачивается и не рыскает, гонщик может спокойно думать о выборе передачи, скорости входа в поворот, сцеплении шин с дорогой и траектории. В самом деле, оценить сцепление с дорогой гораздо проще, если подвески ведут себя стабильно, а не сжимаются и разжимаются все время. Чем плавнее вы работаете с газом, тем быстрее и комфортнее будете ездить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: